Поиск картины мира Томасом Нагелем

Мои впечатления от книги Thomas Nagel, Mind and Cosmos: Why the Materialist Neo-Darwinian Conception of Nature is Almost Certainly False (Томас Нагель, Разум и космос: почему материалистическая неодарвинистская концепция природы почти наверняка неправильная)

Я узнал про книгу Нагеля в статье [1], где в том числе было написано следующее (см. раздел Bullying Nagel).

«В Разум и Космос, он [Нагель] показывает на основе сжатого, тщательного и основательного анализа, почему основные направления в области исследования разума интеллектуально обанкротились.»

«На Нагеля немедленно напали и его (символически) избили до смерти все ведущие панки, хулиганы и приспешники философского дна. Атака на Дарвина это грех против Святого Духа, который благочестивые ученые научены не прощать никогда.»

Должен сказать, что я люблю скандальные книги и поэтому немедленно после прочтения такой рекомендации я заказал книгу. Следует отметить, что недавно был другой скандал, когда Нагель рекомендовал книгу Signature in the Cell к премии The Times Literary Supplement. Данное событие вызвало бурное негодование биологов (см. мой комментарий [2]).

Книга Томаса Нагеля построена следующим образом. Вначале автор показывает, что современная материалистическая научная картина мира не может объяснить феномены сознания, познавательной деятельности (cognition) и моральных оценок (value). Также согласно Нагелю существующая картина мира не может объяснить возникновение данных феноменов в ходе развития мира.

Следующий шаг заключается в том, что из признания невозможности объяснения важнейших феноменов в рамках существующей картины мира следует необходимость поиска новой картины мира. Проблема однако в том, что в настоящее время даже непонятно в каком направлении искать альтернативы. Нагель на этом пути просто выбирает несколько альтернатив (панпсихизм, телеологию и теизм) и далее он методически рассматривает выбранные альтернативы, сравнивая возможные объяснения друг с другом. Конкретные результаты, как и следовало ожидать, в книге отсутствуют, ценность книги заключается в самом проведенном анализе (как известно, цель – ничто, движение – все).

В своей книге Нагель ограничился рассмотрением мира с внешний точки зрения: как на самом деле происходило развитие мира, если попытаться посмотреть на мир со стороны абстрактными глазами. Феноменологию как таковую (мир глазами конкретного человека) он не затрагивает. По-моему, это является слабой стороной книги. Представим себе, что мы нашли некоторую картину мира. Она в любом случае должна быть выражена словами и будет являться только представлением. Тогда возникает вопрос, что же такое представление и как оно связано с самим миром (на эту тему рекомендую van Fraassen, Scientific Representation: Paradoxes of Perspective, в моем блоге есть цитаты.)

По-моему, книга Нагеля, как это не странно может прозвучать, написана преимущественно с точки зрения сциентизма. Если уж объяснение, то оно должно выглядеть научным. В книге например не просматривается связи искусства и традиционных гуманитарных дисциплин с объяснением картины мира. Само по себе это является интересным фактом и показывает, что несмотря на критику сциентизм остается пожалуй существенной частью нашей культуры.

В целом книга Нагеля хорошо написана и я рекомендую ее к прочтения для тех, кто интересуется вопросами, как же на самом деле устроен мир.

P.S. Одна из альтернативных картин мира, которая вызывает мое внимание в настоящее время — это взгляды Чарльза Сандерса Пирса. В настоящий момент на PEIRCE-L происходит обсуждение книги Cornelis De Waal, Peirce: A Guide for the Perplexed. См. архивы https://list.iupui.edu/sympa/arc/peirce-l/2014-01/msg00153.html

Ссылки

[1] David Gelernter, The Closing of the Scientific Mind, 2014, http://www.commentarymagazine.com/article/the-closing-of-the-scientific-mind/

[2] Thomas Nagel and Biologists, 2013, http://blog.rudnyi.ru/2013/01/thomas-nagel-and-biologists.html

 См. также

http://egovoru.livejournal.com/43143.html

Обсуждение после моего комментария

«Хотя на самом деле в теории эволюции многие вопросы напросто игнорируются, см. например книгу Thomas Nagel, Mind and Cosmos: Why the Materialist Neo-Darwinian Conception of Nature is Almost Certainly False (2012).»

http://macroevolution.livejournal.com/188553.html?thread=13057417#t13057417

Обсуждение после моего комменатрия

«Так вот, Нагель показывает, что современная материалистическая научная картина мира не может объяснить феномены сознания, познавательной деятельности (cognition) и моральных оценок (value). Также согласно Нагелю существующая картина мира не может объяснить возникновение данных феноменов в ходе развития мира.»

http://barson.livejournal.com/158317.html?thread=820589#t820589


Comments are closed.