Франсиско де Витория: основы современного международного права

В книге Thomas E. Woods, How the Catholic Church Built Western Civilization, Chapter 7, The Origins of International Law было рассказано о работах испанского теолога 16 века Франсиско де Витория. Согласно Woods работы Франсиско де Витория лежат в основе современного международного права.

Информация в Рунете на эту тему.

http://terme.ru/dictionary/879/word/vitoria-fransisko-de

«Новая философская энциклопедия, 2003 г.

ВИТОРИА Франсиско де (ок. 1480—86, Витория—12 августа 1546, Саламанка)— представитель испанской схоластики. … Виториа сыграл видную роль в осмыслении этических и юридических вопросов, возникших в связи с колонизацией Америки. Настаивая в духе схоластической традиции, на различении естественного и сверхъестественного порядка вещей, Виториа утверждал, что человек, будучи сотворенным существом, душой и телом принадлежит природному порядку и обладает совокупностью фундаментальных прав, неотделимых от личности. Ввиду того, что божественный порядок не нарушает порядка естественного, он не может ни нарушить, ни уничтожить законов и прав, присущих человеческой природе: права на жизнь, собственность, религиозную свободу. Свободное право человека на то, чтобы мыслить и верить, делает, по мнению Виториа, бессмысленными и несправедливыми религиозные войны. Нельзя заставить человека поверить силой, а грех неверия не дает права церковным властям воевать против неверующих и лишать их владений. Эти идеи заложили основы для создания современного международного права.»

http://sociologica.hse.ru/2013-12-3/106759890.html

Марей Александр, О государствах, королях и законах: Франсиско де Витория и его лекция «О гражданской власти», Социологическое обозрение, 2013, т. 12, № 3, с. 41–51

«В статье, предваряющей перевод лекции Ф. де Витории, дается краткий обзор биографии автора и его письменного наследия. Особый упор делается на приверженность Витории схоластическому методу, обуславливающему как особенности построения его текстов, так и подбор аргументации. Также коротко рассматриваются основные идеи, сформулированные Виторией в лекции «О гражданской власти», среди которых следует выделить вопросы о происхождении государства и о природе верховной власти. В последней части статьи комментируются основные принципы перевода лекции с латыни на русский язык.»

http://sociologica.hse.ru/2013-12-3/106759904.html

де Витория Франсиско, Лекция о гражданской власти, Социологическое обозрение, 2013, т. 12, № 3, с. 52–75

«Данную лекцию Фр. де Витория посвящает проблеме гражданской власти, противополагая ее власти церковной. Им последовательно анализируются вопросы о необходимости и причинной обусловленности гражданской власти, обосновывается превосходство монархии над прочими видами правления, проводится разбор законодательной функции власти. Отдельно следует отметить, что дискурс о власти и, шире, о государстве, Витория относит к сфере компетенции богословов, подчиняя, тем самым, политическое теологическому. Власть (potestas) Витория определяет как мощь (potentia) и возводит ее к природе, а через нее — к Богу. Соответственно, государство (Respublica) выводится Виторией, с одной стороны, из природной склонности людей к общежитию, с другой же — из Божественного установления. Власть короля, таким образом, ставится людьми, но легитимируется Богом, откуда следует невозможность низложения короля даже в результате общественного договора. Отдельно Витория рассматривает сущность светского закона, обосновывая его действенность не только in foro externo, но и in foro interno. В вопросе о повиновении тирану Витория занимает охранительную позицию, заявляя, что лучше подчиняться законам тирана, чем не подчиняться никаким законам.»

 


Comments are closed.