Ниже идут впечатления, навеянные книгой Томаса Вудса ‘Как католическая церковь построила западную цивилизацию‘.
В лекциях по философии Мартен Хоэнен (Maarten Hoenen) я услышал, что научная революция семнадцатого века была по сути дела вызвана христианской теологией. Это крайне противоречило тому, чему меня учили в свое время в Советском Союзе. В школе и университете нас учили, что наука появилась в борьбе с религией и невежеством, и что вообще религия — это опиум для народа.
Ряд книг по истории научной революции в частности и западной цивилизации в целом, с которыми я познакомился полностью подтверждает услышанное в лекциях Мартен Хоэнен.
Томас Вудс в своей книге рассматривает как католическая церковь повлияла на становление права, науки, морали, экономики и искусства по ходу развития западного общества. В книге содержится богатый фактический материал, который взятый вместе производит сильное впечатление. Должен правда отметить, что книга написана в одностороннем стиле: я скажу только хорошее, пусть плохое говорят мои враги. В любом случае при обсуждении становлении западной цивилизации полезно это знать.
Интересно отметить, что автор книги недолюбливает протестантов. Например, если известное историческое лицо принимало католическую веру после протестантской, Томас Вудс не забывал упомянуть такой интересный факт. Это приводит к интересному наблюдению, что говоря о христианстве нельзя забывать, что есть несколько разных христианских конфессий, и что отношения между ними далеко не самые лучшие. Например, недавно в курсе лекций представителя протестантов (Dr. Ronald H. Nash, History of Philosophy and Christian Thought) можно было регулярно услышать ехидные замечания по поводу института католической церкви.
В заключение следует отметить, что в книге Томаса Вудса практически не упоминается православная церковь. Было бы интересно больше узнать про историю православной церкви. Одно из отличий, которое я видел, связано в отношениях между церковью и государством. В Западной Европе практически всегда было двоевластие: духовная власть принадлежала папе римскому, светская — королям разных государств. Вполне возможно, что это обстоятельство сыграло большую роль при развитии Запада. В случае православной церкви ситуация была другой — церковь по сути дела всегда принадлежала государству.
Информация
Thomas E. Woods, How the Catholic Church Built Western Civilization.
Обсуждение
http://evgeniirudnyi.livejournal.com/39793.html
При рассмотрении Римской империи следует отметить, что развитие в Восточной и Западной Римской империи шло по-разному. Восточная Римская империя после принятия христианства существовала до падения Константинополя. Заметьте, что название Византия появилось сравнительно недавно. Сами граждане Византии себя византийцами не называли.
Западная Римская Империя благополучно развалилась на большое количество враждующих между собой государств. Западноевропейская цивилизация — это как раз продукт того, что после этого получилось. При рассмотрении христианства следует не забывать про две линии развития, поскольку это развитие происходило по-разному.
29.03.2014 Подлоги при становлении католической церкви
Для полноты картины я приведу факты, которые я увидел в книге Джона Дили ‘Четыре эпохи понимания‘ (John Deely, Four Ages of Understanding) в разделе ‘Роль мифологии в становлении латинского века‘ (Role of Mythology in the Shaping of the Latin Age, стр 193-202).
При рассмотрении истории нельзя забывать, что одной из движущих сил является борьба за власть. На этому пути люди используют все возможные средства и одно из них — это подложные документы. Католическая церковь в этом отношении исключением не является.
В Западной Европе можно было увидеть баланс власти между папой римской и королевскими дворами, который воспринимался как само собой разумеющееся (Кесарю кесарево, а Богу Богово). Однако такой баланс установился далеко не автоматически. После распада Западной Римской Империи на ее территории образовалось много враждующих между собой государств. Папский престол в такой ситуации претендовал на особую роль. Католической церкви в конце концов удалось выступить в качестве цементирующей связи между враждующими государствами и достичь положения, когда ни одно из государств Западной Европы не могло уже претендовать на единоличное владение католической церковью.
Так вот, в истории католической церкви есть два главных подлога: дар Константина и лжеисидоровы декреталии. Легенда о даре Константина гласит, что больной император Константин при крещении папою Сильвестром в конце жизни был исцелен от проказы. После этого пораженный Константин подарил папскому престолу Рим, западные страны и главенство надо остальными христианскими церквями. Документ о даре Константина является подлогом, сфабрикованным в 8-9 веке. Декреталии — это послания римских пап, содержащие разрешения различных вопросов. В девятом веке задним числом были сфабрикованы фальшивые послания предыдущих римских пап (лжеисидоровы декреталии), которые должны были подчеркнуть особую роль католической церкви и помочь ей достичь независимости от светской власти.
Дар Константина и лжеисидоровы декреталии сыграли далеко не последнюю роль в становлении папского престола на пути достижения его независимости от королевских дворов Европы. Джон Дили в этом отношении отмечает, что в истории здание продолжает прочно стоять, даже тогда когда его фундамент подорван.
В заключение следует отметить, что в книгах Джона Дили и Томаса Вудса можно увидеть сходную точку зрения на исключительную важность средневековых схоластов для становления современной науки. У Дили в его книге точка зрения на этот вопрос пожалуй даже более радикальна, чем в книге Вудса.
Согласно Дили у схоластов были оригинальные разработки в философии знака (семиотика), которые начались с Августина. Эпоха схоластов (латинская эпоха) у Дили заканчивается описанием философии знака в работах Пуансо (John Poinsot) в разделе под названием Путь, по которому не пошли (The Road not Taken). По мнению Джона Дили основатели современной философии просто пошли по неправильному пути. Дили сравнивает современную философию с мистером Хайдом в произведении Стивенсона Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Галилей и другие ученые играют роль доктора Джекила, который стремится улучшить жизнь людей. Всякие философы как Декарт, Локк и др. с другой стороны играют роль мистера Хайда, что уже приводит к тому, что все получается как всегда.
11.11.2022 Взгляд на развитие науки
Православный a_lazar: (православный skogar занимает в обсуждении более умеренную позицию)
‘Без непрестанной молитвы деградация неизбежна.
Сначала — католичество (в т.ч. варлаамизм), потом — разные протестантизмы, затем — деизм, а итогом — атеизм и «гуманизм» (после которого — возрождение язычества в новом облике).’
09.05.2023 Интересная логика
vmcshin в обсуждении христианства и Просвещения
‘Без христианской религии никакой науки не было бы. Тот факт, что современная наука возникла в христианских странах и возникла задолго до «Просвещения» — не совпадение.’
‘Просветители-головорезы 18-го века виноваты в том, что свои басни выдавали за истину в последней инстанции.’
‘Церковь не приемлет не результаты науки, а претензии на окончательную истину, превосходящую Слово Божие. Это именно то, что делали просветители-головорезы, навязывая Церкви свои басни об эллиптических траекториях планет, вечности и неограниченности Вселенной.’
‘христианство дает веру в рациональность и познаваемость устройства Вселенной. Без такого представления появление науки было невозможно и, более того, без этого наука исчезнет.’
‘Научное знание являлось и является неполным, но полезным, поэтому не должно приниматься Церковью как окончательная истина.’
‘Галилей явно и очень сильно переоценивал возможности своего интеллекта. Будь его воля, наука почти мгновенно завершилась бы ложной закостенелой теорией его производства. Поэтому католическая инквизиция внесла огромный вклад в сохранение плюрализма мнений в формирующейся науке.’
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/318625.html
04.04.2024 Обсуждение души в христианстве между nikital2014 и skogar
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/356544.html?thread=11036864#t11036864
26.12.2024 Протестантизм и научная революция 17-ого века
Рэндалл Коллинз, Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения, 2002.
‘Мы не можем приписать главные изменения и протестантизму. С одной стороны, это неверно с точки зрения хронологии. Лютер прибил свои тезисы к двери Виттенбергской церкви в 1517 г.; основные протестантские секты и позиции национальных церквей выкристаллизовались уже к 1560 г. Однако в 1500-е гг. мысль главным образом продвигалась по путям, хорошо проторенным гуманистами, аристотеликами, схоластами, каббалистами, мистиками. Сколько-нибудь крупной перестройки философии не было до середины 1600-х гг.’
‘Объяснение философской революции протестантизмом зиждется на двух неверных предпосылках: во-первых, что религиозный контроль по своей внутренней сути противоположен интеллектуальной инновации, во-вторых, что протестантизм более либерален или менее авторитарен, чем католичество. Второе совершенно неверно для любого периода до 1700 г.’
‘протестантский мир часто давал интеллектуалам гораздо меньше автономного пространства. Данная церковь стала склоняться к догматизму, особенно когда в процессе Реформации появились сильные опорные пункты местной власти. Кальвинисты с их слиянием церковного и политического сообществ представляли собой крайне авторитарную среду.’
‘В науке картина предстает более смешанной с точки зрения разделения на католиков и протестантов. Коперник был должностным лицом католической церкви, Гассенди и Мерсенн — священниками, Клавиус и Кавальери — иезуитами, Торричелли и Вивиани — учениками иезуитов, Паскаль обратился в янсенизм. Те, кто совершил математическую революцию, — Кардано, Тарталья, Виет, Декарт, Ферма — все были католиками. К стану протестантов мы можем причислить Тихо Браге, Кеплера, Напьера, Гильберта, Стевина и Снелля (Снеллиуса); Гарвей был протестантом, учившимся в католическом университете Падуи. … Наши развернутые во времени сравнения должны подготовить нас к принятию идеи о том, что в богословском аспекте наука нейтральна.’