Эмоции: дело ясное, что дело темное

Решил послушать, что умные люди говорят про эмоции. На эту тему как раз есть курс лекций Robert C. Solomon, Passions: Philosophy and the Intelligence of Emotions (Страсть: Философия и интеллект эмоций).

Лекции произвели приятное впечатление. Отсутствует нейромания, которая уже просто надоела. Автор считает, что физиология и нейрофизилогия важны сами по себе, но в рассматриваемой теме особой роли не играют. Из нейрофизиологов упоминается только Antonio Damasio в связи с его гипотезой о связи рациональности и эмоций. В целом позиция автора лекций по отношению к сознанию похожа на экстернализм — эмоции у него выступают как способ взаимодействия человека с миром (engagement with the world).

По ходу курса автор опирается на философские взгляды в отношении эмоций Аристотеля, Ницще, феноменологистов (Хайдеггера) и экзистенциалистов (Сартра). Правда это происходит по ходу дела, последовательно история рассмотрения эмоций философами не разбирается.

Курс состоит из трех частей. Вначале последовательно рассматриваются важные эмоции (злость, страх, любовь, жалость, сопереживание, гордость, стыд, зависть, ревность, возмущение, месть, горе). Следует отметить, что автор разделяет чувства (feeling) и эмоции (emotion). Чувства — краткосрочные состояния человека, более близко связанные с физиологией. Эмоции же согласно автору более долгосрочные состояния, которые, как например любовь, могут продолжаться всю жизнь.

Во второй части автор предлагает свой взгляд на эмоции. Он начинает с рассмотрения взглядов Джеймса и Фрейда и далее излагает свою концепцию, которая подчеркивает рациональность эмоций и рассматривает эмоции как суждения. При этом автор говорит, что разделение эмоций на положительные и отрицательные относительно: и те, и другие важны в рамках взаимодействия человека с миром. Заканчивается вторая часть рассмотрением связи между эмоциями и отвественностью. С точки зрения автора человек контролирует и управляет своими эмоциями. Он не согласен с утверждением, что рефлексия убивает эмоции: согласно автору рефлексия усиливает эмоции.

В третьей части разбирается связь эмоций и этики, эмоций и личности. Рассматривается вопрос, являются ли эмоции универсальными или же эмоции зависят от культуры. В заключение обсуждается связь между эмоциями, юмором и музыкой.

В целом курс оставляет несколько странное впечатление. Можно сказать так, можно сказать этак. Автор сам подчеркивает связь между эмоциями и человеческим языком. Без описания своего внутренного состояния в рамках языка вряд ли можно найти столько много разных эмоциональных состояний. Такая неоднозначность в гуманитарных науках всегда меня раздражала. Однако сейчас мне такой подход к жизни даже начинает нравиться. Наверное старею.


Опубликовано

в

©

Метки: