Магические миры Джордано Бруно

Впечатления от книги Фрэнсис Йейтс, Джордано Бруно и герметическая традиция (Frances Yates. Giordano Bruno and the hermetiс tradition).

Я услышал про книгу Фрэнсис Йейтс несколько лет назад, но тогда меня не заинтересовала судьба Джордано Бруно. Из краткой информации о Бруно следовало, что его никак нельзя отнести к ученым или даже к идеологам научной революции семнадцатого века. Недавно я участвовал в обсуждении, где собеседник утверждал, что именно идеи Джордано Бруно привели к запрещению работ Коперника католической церковью, а затем я увидел, что Тегмарк в своей книге Наша математическая Вселенная поставил Джордано Бруно на высший пьедестал почета науки. Поэтому я решил, что пора познакомиться со взглядами Бруно более подробно, чтобы в следующий раз продемонстрировать свою ученость.

Книга Фрэнсис Йейтс вышла в 1964 году и с тех пор стала классической. В книге рассказывается о популярной во времена Ренессанса герметической (не путать с геометрической) философии и далее в рамках этой традиции рассматриваются работы Джордано Бруно.

Термин герметическая философия (герметизм, герметика) происходит от имени мифической личности Гермес Трисмегист, который считается величайшим египетским мудрецом, знатоком магии, астрологии и алхимии. Ниже рисунок из Википедии, который датируется 1624 годом (Daniel Stolz (Stolcius) von Stolzenberg: Viridarium chymicum):

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/15/Trismegistos.jpg

Во второй половине 15 века во Флоренцию были доставлены трактаты так называемого герметического корпуса на греческом языке, который Марсилио Фичино перевел на латинский язык в 1461 году. В свое время Гермеса Трисмегиста упоминали Лактанций и Августин (отцы христианской церкви, 4-ый век), причем последние писали о глубочайшей древности Гермеса Трисмегиста. Это привело к тому, что для интеллектуалов Возрождения труды герметического свода стали восприниматься как работы времен Моисея, то есть, как гораздо более ранние, чем труды Пифагора, Платона и Аристотеля. С философской точки зрения работы Гермеса относятся к неоплатонизму и герметика таким образом стала частью увлечения неоплатонизмом во времена Ренессанса.

Пико делла Мирандола добавил к магии Гермеса Трисмегиста, описанной в работах Фичино, элементы каббалы, после чего сочетание герметики и каббалы стало общей частью многих работ эпохи Возрождения. Следует специально отметить отрицательное отношении христианства к магии. Поэтому как Фичино, так и Пико делла Мирандола уделили специальное внимание для доказательство того, что магия магии рознь и что ряд элементов магии будет только способствовать развитию христианства. У Пико на этом пути во времена папы римского Иннокентия VIII были серьезные трудности, тем не менее магия Пико понравилась следующему римскому папе Александру VI (Борджиа). В покоях Александра VI появился даже ряд картин египетской тематики с изображением Гермеса Трисмегиста.

В целом среди мыслителей 16-ого века можно увидеть самые разные подходы к герметическому корпусу, от включения работ в христианскую теологию, как у Фичино и Пико делла Мирандола, до полного отрицания магии. Интересно отметить, что внимательное изучение герметического корпуса наблюдалось как у католиков, так и у протестантов. Каждая сторона находила в работах Гермеса аргументы для обоснования истинности своей трактовки христианства. В 1614 году Исаак де Казобон на основании филологического анализа опроверг представления о древности герметических трактатов: согласно анализу Казобона трактаты были написаны во втором-третьем веке нашей эры. На этом эпоха Гермеса Трисмегиста в европейской мысли вступила в заключительный этап — после ряда ожесточенных словесных перепалок между сторонниками и противниками Гермеса, которые продолжались до середины 17-ого века, герметический корпус ушел в анналы истории эпохи Возрождения.

Половина книга Фрэнсис Йейтс посвящена герметической традиции, половина — работам Джордано Бруно, которые трактуются в рамках этой традиции. Работы Бруно рассматриваются в хронологическом порядке по мере его путешествий: Франция — Англия — Франция — Германия — Италия. Важно отметить, что Бруно жил во время кровопролитных войн эпохи Реформации, когда с обоих сторон во имя веры было уничтожено значительное количество верующих. Бруно умел находить общий язык как с католиками, так и с протестантами, хотя у него периодически возникали проблемы с обоих сторон.

В рамках трактовки Фрэнсис Йейтс отличие Бруно от других мыслителей его времени заключалось в том, что Джордано Бруно отказался от интерпретации работ Гермеса в рамках христианства, то есть, Бруно по сути дела выступал с антихристианских позиций. Йейтс отмечает, что сам Бруно вполне возможно не согласился бы с ее выводами, поскольку он был одержим идеей реформации христианства. Последнее фатальное решение Бруно вернуться в Италию также по всей видимости было связано с тем, что он надеялся убедить папу римского в необходимости «египетской Контрреформации» (возможно Бруно вдохновлял пример Пико и Александра VI).

Интересно отметить, что в герметической философии Земля не была неподвижна. Приведу на эту тему одну цитату из Гермеса

«– Но, отче, разве живые существа, которые суть в мире, не умирают, хотя и являются частью мира?

– Молчи, мой сын, ибо ты введен в заблуждение именем явления. Живые существа не умирают, но, будучи сложными телами, распадаются. Это не смерть, но разделение составных частей. Его цель состоит не в уничтожении, а в обновлении. Что такое энергия жизни? Разве не движение? Есть ли в мире что-либо неподвижное? Нет.

– Но ведь земля, по крайней мере, кажется неподвижной?

– Нет. Напротив, из всех существ только она одна одновременно неподвижна и подвержена множеству движений. Не нелепо ли считать неподвижной ее, кормилицу всех существ, рождающую все сущее, – ведь без движения родить невозможно. Все без исключения, что есть в мире, пребывает в движении, и все, что движется, – живое. Взгляни же на порядок и красоту мира и увидишь, что он живой и вся материя полна жизни.»

Можно отнести космологию герметики к идее циклической вселенной. Все рождается и все умирает, в том числе Земля. Джордано Бруно расширил эту идею многими мирами, которые так вдохновляют Тегмарка.

Джордано Бруно не был поклонником математики. Его идеалом являлся mathesis, который был представлен в работе «Тезисы против математиков» («Articuli adversus mathematicos»), посвященной императору Рудольфу II. Император заплатил деньги Бруно, но в штат своих астрологов и алхимиков не взял. Вот пара рисунков, которые по мнению Бруно выражают суть его науки (рисуночки взять из заметки Bruno’s Mathesis):

http://images.unurthed.com/Bruno-Figura-Mentis-307.jpg

http://images.unurthed.com/Bruno-Figura-Intellectus-307.jpg

Одна цитата из книги, которая мне крайне понравилась. Вот так Джордано Бруно представляет себя в письме вице-канцлеру Оксфордского Университета:

«Филотео Джордано Бруно Ноланец, доктор самой изощренной теологии, профессор самой чистой и безвредной магии, известный в лучших академиях Европы, признанный и с почетом принимаемый философ, всюду у себя дома, кроме как у варваров и черни, пробудитель спящих душ, усмиритель наглого и упрямого невежества, провозвестник всеобщего человеколюбия, предпочитающий итальянское не более, нежели британское, скорее мужчина, чем женщина, в клобуке скорее, чем в короне, одетый скорее в тогу, чем облеченный в доспехи, в монашеском капюшоне скорее, чем без оного, нет человека с более мирными помыслами, более обходительного, более верного, более полезного; он не смотрит на помазание главы, на начертание креста на лбу, на омытые руки, на обрезание, но (коли человека можно познать по его лицу) на образованность ума и души. Он ненавистен распространителям глупости и лицемерам, но взыскан честными и усердными, и его гению самые знатные рукоплескали…»

Видно, что такой человек либо завершит свою карьеру очень хорошо, либо очень плохо.

В заключение отмечу, что связь неоплатонизма в духе Гермеса Трисмегиста с научной революции семнадцатого века не так уж однозначна. С одной стороны в семнадцатом веке Декарт, Кеплер, Марен Мерсенн, Пьер Гассенди и др. боролись с наследием Гермеса Трисмегиста. С другой, вполне возможно, что магия многих миров оказала положительное воздействия на ума интеллектуалов шестнадцатого века.

Я рекомендую книгу Фрэнсис Йейтс к прочтению, в особенности тем, кто не знаком с ролью Гермеса Трисмегиста в истории Ренессанса и в жизненной судьбе Джордано Бруно. Хотя книгу нельзя отнести к научно-популярному жанру, при внимательном прочтении книга позволяет получить массу удовольствий.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/99207.html

12.09.2015 Кеплер и Валленштейн

Кеплер в своем гороскопе достаточно неплохо предсказал судьбу Валленштейна.

В Германии достаточно часто можно услышать «ich kenne doch meine Pappenheimer» (дословный перевод: Я же знаю моих паппенгеймцев). Выражение, которое Шиллер вложил в уста Валленштейна, стало в Германии крылатым. Оно используется, когда человек хочет выразить чувство, что он знает тех, о ком он говорит. Эта фраза и ее история была моим первым знакомством с Альбрехтом фон Валленштейном (Albrecht von Wallenstein).

Далее я узнал, что Валленштейн сыграл большую роль в кровопролитной тридцатилетней войне между протестантами и католиками. Мне захотелось поподробнее узнать о его судьбе и я посмотрел четырехсерийный фильм ZDF под одноименным названием Wallenstein, снятый в 1978 году. Телевизионный фильм неплохо рассказывает о судьбе Валленштейна: подъеме до поста имперского генералисимуса и последующем падении. В фильме роскошно показана жизнь приближенных к власти людей в семнадцатом веке и мне фильм понравился.

Один эпизод в фильме был связан с Кеплером. Как оказалось, судьбы Кеплера и Валленштейна были переплетены между собой. Для справки года жизни: Альбрехт фон Валленштейн 1583 — 1634, Иоганн Кеплер 1571 — 1630.

Валленштейн верил в астрологию и перед принятием решений для надежности проверял расположение светил на небе. Кеплер также был неравнодушен к астрологии и охотно занимался составлением гороскопов. В 1608 году Кеплер составил гороскоп для тогда еще малоизвестного Валленштейна. Интересно отметить, что многие предсказания которого сбылись. В 1624 году Валленштейн пригласил Кеплера для составления нового гороскопа и эта встреча отражена в фильме.

Я поискал, что пишут люди о гороскопах Кеплера для Валленштейна.  Нет сомнений в том, что гороскопы были и что они были достаточно успешны. Однако серьезных работ на эту тему найти не удалось. Доступны только многочисленные публикации на астрологических сайтах, где говорится, что Кеплер при составлении гороскопов допустил ошибки, но если их исправить, то сходимость предсказаний с действительностью будет практически стопроцентной.

Историки подтверждают наличие гороскопов, но в детали предпочитают не вникать. Вот например, что написано в книге Ю. А. Белый ‘Иоганн Кеплер‘, Москва 1971 (у Белого крайне отрицательное отношение к Валленштейну).

‘В [первом] гороскопе есть и такие фразы: «Затем можно у него заметить большое честолюбие и стремление к власти, вследствие чего он делает себе много больших и зловредных, открытых и тайных врагов, однако он их в большинстве победит и возьмет верх над ними, так что этот гороскоп имеет много общего с гороскопами бывшего польского канцлера, английской королевы и им подобных, у которых также многие планеты были на восходе и закате у горизонта».’

‘Через 14 лет, осенью 1624 г., Кеплер неожиданно получает этот «документ» с просьбой составить новый гороскоп. … В новом гороскопе Кеплер упрекает своего заказчика в суеверии и советует ему всеми средствами устраниться от войны. Гороскоп доводится до марта 1634 г., когда «Марс, Сатурн, Юпитер, Солнце, Венера и Меркурий расположатся в причудливом кресте», что может привести к ужасным событиям. 25 февраля 1634 г. подозревавшийся в тайных переговорах с неприятелем Валленштейн был убит подосланными императором офицерами. Перед нами, естественно, не больше чем удивительное совпадение, но именно такие совпадения запоминались, афишировались и обеспечивали успех астрологическим пророчествам.’


Опубликовано

в

©