Я прослушал про то, как проходил процесс ‘Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса‘. В июле 1925 года в небольшом городке Дейтон суд рассматривал обвинение Скоупсу в преподавании эволюции. Поводом для обвинения служил незадолго до этого принятый в Теннеси акт Батлера, который запрещал преподавание эволюции в школах, финансируемых государством. По-моему, эта история как нельзя лучше показывает американский менталитет. Ниже я выписал наиболее понравившиеся мне моменты.
История началась с того, что граждане, обеспокоенные возможным падением нравов из-за «выживания наиболее приспособленных» провели в Теннесси закон, который не разрешал, чтобы их детям преподавали эволюцию: за нарушение накладывался штраф до 500 долларов (в те времена достаточно немалая сумма). В ответ Американский Союз в защиту гражданских прав объявил, что он предоставит юридическую защиту тем, кто нарушит этот закон, и стал активно искать возможных претендентов на нарушение закона.
Однако должно быть понятно, что человек не может прийти в школу с бухты-барахты и начать там преподавать эволюцию. Для нарушения закона требовалось нечто большее. И это нечто нашлось в городке Дейтон, который в те времена находился в упадке. Умные люди подумали, что если такой процесс пройдет в их городке, что это наверняка поможет им лучше пережить плохие времена. Сказано — сделано. Выбор нарушителя пал на молодого учителя математики Джона Скоупса, который также тренировал футбольную команду. Ему было поручено во время замены заболевшего учителя биологии учить детей эволюции.
Процесс вызвал огромное внимание и получился на славу: немереное количество журналистов и первая в истории США трансляция судебного процесса по радио. Следует отметить, что сам Джон Скоупс на процессе ничего не говорил, поскольку похоже он не годился на роль оратора. Главными действующими лицами выступили обвинитель Уильям Брайан и адвокат Кларенс Дарроу. Уильям Брайан был известный политик-демократ. Он трижды баллотировался на пост президента и был государственным секретарём при президенте Вудро Вильсон.
Кларенс Дарроу также был знаменит. В 1924 году он выступал защитником на процессе против молодых Леопольда и Лёба, которые возомнили себя сверхлюдьми и намеренно убили 14-летнего подростка. Тактика защиты была основана на отрицании свободы воли (Леопольд и Лёб не могли поступить по другому) и в определенном смысле была успешной: Дарроу спас молодых людей от электрического стула. Это было одной из причин, почему Американский Союз в защиту гражданских прав изначально не хотел, чтобы Дарроу был защитником. Но события развивались по своим законам.
Защита использовала две стратегии:
- Акт Батлера является нарушением конституционных прав граждан (то, что хотел доказать Американский Союз в защиту гражданских прав);
- Теория эволюции не противоречит Библии;
Целью обвинения было показать, что закон нарушен, и при этом избежать обсуждения самого закона (закон есть закон). На этом пути было сказано, что акт Батлера не противоречит конституции: эволюции можно учить в школах, не финансируемых на деньги налогоплательщиков. Также было отвергнуто заслушивание экспертов по поводу есть ли разногласие между теорией эволюции и Библией.
Тем не менее, Дарроу удалось добиться вызова Брайна как свидетеля и это стало кульминацией процесса, поскольку Дарроу удалось представить Брайна в глупом виде. Это не повлияло на исход суда (штраф 100 долларов, впоследствии отмененный высшим судом), но позволило создать впечатление, что противники эволюции не очень умны.
Интересно отметить, что интерпретация суда как борьбы прогрессивных сил (Дарроу) против реакционных (Брайн) достигла апогея в эпоху маккартизма. В пьесе ‘Пожнешь бурю‘ (1955 год, экранизация 1960 год) авторы использовали события процесса 1926 году как средство осуждения судов, проходивших во времена Маккарти. На этом пути события 1925 года были представлены в экстремальной интерпретации, достаточно далекой от реальных событий.
Информация
Frederick Gregory, The Darwinian Revolution, Lecture Sixteen, The Scopes Trial.