Естественный отбор атеистов

Как оказалось, статистические данные по рождаемости надежно показывают, что рождаемость у атеистов не на высоте: рождаемость у верующих явно больше, чем у атеистов. Такая ситуация требует объяснения с эволюционной точки зрения и многие ученые согласны с тем, что данное явление вполне объяснимо в рамках естественного отбора и эволюционно стабильной стратегии.

Michael Blume в статье Репродуктивные преимущества религиозности рассматривает проблему с точки зрения социобиологии. В статье много таблиц и графиков с эмпирическими данными. Приведу только одну цитату:

‘Выразительным и конкретным примером силы вертикальной передачи является креационизм. После процесса Скоупса в 1925 году и последующего введения преподавания эволюционной теории в государственных школах существовало сильное убеждение, что поражение антиэволюционного фундаментализма является только делом времени. К большому удивлению многих креационизм и разумный дизайн переживают сегодня возрождение во всем мире. Причина очень простая: у натуралистов могут быть более научные аргументы, но верующие имеют большее количество детей. ‘

Robert Rowthorn в статье Религия, плодовитость и гены: двойная модель наследования строит математическую эволюционную модель, которую с точки зрения автора вполне можно использовать для описания наблюдаемых данных. В гаплоидной модели присутствует ген религиозности, но считается, что планирование семьи обусловленно культурным окружением. В модель включен эффект выхода из религиозного окружения, который, тем не менее, приводит к распространению гена религиозности. В зависимости от значения коэффицентов можно представить разные сценарии.

Dominic Johnson в статье Для чего существуют атеисты? Гипотезы о функции неверующих при эволюции религии ставит вопрос ребром. Атеизм, в конечном итоге, является таким же признаком организма, как и религоизность. Если в рамках эволюции появились атеисты, то признак атеизма должен иметь эволюционные преимущества, причем степерь рождаемости явно не является таким преимуществом. Автор статьи предлагает несколько гипотез о роли атеизма, в том числе, что появление атеистов укрепляет религиозность и уменьшает степень вражды между разными конфессиями. Я думаю, что эта статья будет наиболее интересна тем, кто видит развитие общества через призму естественного отбора.

Информация

Michael Blume, The Reproductive Benefits of Religiosity, International Conference “Trans-Cultural Universals: Biological evolution of religiosity”, 2007

http://www.blume-religionswissenschaft.de/pdf/ReproductiveBenefitsReligiosityBlume2007.pdf

Robert Rowthorn, Religion, fertility and genes: a dual inheritance model, Proc. R. Soc. B 2011 278 2519-2527.

http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/278/1717/2519

Dominic Johnson, What Are Atheists For? Hypotheses on the functions of non-belief in the evolution of religion. Religion, Brain & Behavior, Vol. 2, No. 1, February 2012, 48-99

http://dominicdpjohnson.com/publications/pdf/2012JohnsonWhatAreAtheistsFor.pdf

Я увидел исходную сылку на эмпирические данные о рождаемости у атеистов при обсуждении заметки

http://imperor-id.livejournal.com/16108.html

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/146338.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/967766620024424


Comments are closed.