Современные споры о свободе воли во многом напоминают споры в христианской теологии о свободе воли человека. Вопрос о том, как возможна свобода воли в мире управляемом неумолимыми законами не сильно отличается от вопроса о том, как возможна свобода воли человека в мире, созданным всемогущим Богом. Ниже я коротко выпишу основные сведения о позиции предопределения в кальвинизме, которая напоминает мне позицию современных отрицателей свободы воли.
Главной целью христианской жизни является спасение и обретение бессмертного бытия. Возникает вопрос, какова роль свободы воли христианина на этом пути. Известный теолог-реформатор Жан Кальвин (1509 — 1564) дал однозначный ответ — свобода воли ни играет никакой роли, поскольку Бог изначально предопределил, кто будет спасен, а кто будет проклят.
Концепцию предопределенности первым ввел Августин. Он говорил, что в силу первородного греха человек не может не грешить и что только божественная благодать может исправить человека. Тем не менее, для восприятия благодати недостаточно согласия человека, а необходимо решение Бога (избранность). Для понимания концепции Августина можно рассмотреть вымышленную ситуацию. Человек приходит к вратам рая и говорит, что он вел благочестивую жизнь, поэтому он достоин попасть в рай. Августин считает, что так не пройдет, поскольку решения на этот счет принимаются не человеком, а Богом.
Жан Кальвин перешел к концепции двойного предопределения. Бог решает, кто будет спасен (избранные), а кто будет проклят («Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел«). Кальвин также считал, что человек может узнать до своей смерти, будет ли он спасен. Человек переживает обращение в веру и это дает ему уверенность в своей избранности и в свое спасение. Единственная неопределенность на этом пути — это сомнения в том, было ли обращение в веру истинным или нет.
Дортский синод (1618—1619) установил пять принципов кальвинизма (синод был созван для борьбы с учением Якоба Арминия, который отошел от исходных принципов Кальвина):
- Полная человеческая греховность. Человек грешен и не может спасти себя сам.
- Безусловное избрание. Бог избирает человека не за заслуги, а по своей суверенной воле.
- Ограниченное искупление. Христос умер за избранных Богом людей, а не за все человечество.
- Непреодолимая благодать. Если Бог избрал человека, то тот станет верующим, поскольку присланная благодать изменит волю человека.
- Стойкость избранных. Однажды призванные (прошедшие истинное обращение в веру) не могут более отпасть от Бога, то есть они могут быть уверены в своем спасении.
В супралапсарианстве логическое построение указов Бога следующее: создание мира, двойное предопределение, грехопадение Адама.
Пункт об ограниченном искуплении приводит к практическому выводу, что в общей аудитории нельзя проповедовать о том, что Христос пришел для их искупления. Ведь неизвестно, все ли являются избранными, а обещать спасение тем, кому оно не положено, было бы обманом. Такое положение было распространено среди так называемых частных баптистов (particular baptism). Сторонников такого мнения также относят с гиперкальвинизму.
В 17 веке пуритане Новой Англии принимали в церковь только тех, кто испытал обращение в веру и кто мог подробно рассказать, что он испытал в тот момент. Особую пикантность этому требованию придавало то обстоятельство, что пуритане составляли официальную церковь Коннектикута и Массачусетса, при этом только представители официальной церкви могли претендовать на полное гражданство. В 1662 году для разрешения проблем было разрешено принимать в церковь граждан, не испытавших обращение в веру, но им придавались в церкви половинчатые права (Half-Way Covenant).
Джонатан Эдвардс считал, что для вызова обращения в веру следует крепко напугать тех, кто еще не прошел такое состояние. Он известен своей проповедью Грешники в руках разгневанного Бога (Sinners in the Hands of an Angry God), которая, как говорят, вызывала у многих слушателей состояние обращения в веру.
В рамках научного натурализма аналогичная концепция выглядит, по всей видимости, таким образом. Неумолимые законы физики, начальное состояние и граничные условия определяют развитие мира. Тем не менее, некоторым гражданам удается понять, что законы физики и начальное состояние вселенной на их стороне и поэтому этим гражданам удается добиться исполнения желаний законов физики.
Информация
Phillip Cary, The History of Christian Theology
Lecture 12, The Doctrine of Grace (предопределенность у Августина)
Lecture 20, Calvin and Reformed Theology (обращение в веру, которое служит залогом спасения)
Lecture 21, Protestants on Predestination (центральная лекция о предопределении)
Lecture 25, Baptists and Quakers (частный баптизм)
Lecture 27, From Puritans to Revivalists (пуритане Новой Англии и Джонатан Эдвардс)
Проповедь Грешники в руках разгневанного Бога
http://www.propovedi.ru/resource/sinners-in-the-hands-of-god/