Хейнц фон Фёрстер: кибернетика как основа радикального конструктивизма

Хейнц фон Фёрстер (Heinz von Foerster, 1911 — 2002) пришел к радикальному конструктивизму из кибернетики. Также в своем рассмотрении фон Фёрстер активно использует концепции нейрофизиологии. Было бы полезно включить работы фон Фёрстера в программу нейрофизиологов: Оставь надежду, всяк сюда входящий, познать Истину с большой буквы .

Ниже несколько цитат, которые дают представление об идеях Фёрстра. Начну с цитаты, которая напоминает мне «существование предшествует сущности» Сартра. Должен сказать, что именно эта позиция радикальных конструктивистов вызывает мои симпатии.

‘Решающим является то, что наблюдатель становится ответственным за свои наблюдения, свои высказывания и поступки. Он неразрывно связан с теми предметами и объектами, которые описывает.’

‘Совершенно очевидно, что науки, которые занимаются исследованием человеческого мозга, должны иметь какую-то теорию мозга, Т(М), если, безусловно, они не хотят выродиться до физики или химии живой — или бывшей живой — материи. Естественно, что такие теория также формулируется мозгом: М(Т). Отсюда следует, что такого рода теория должна рассматриваться как строящая сама себя: Т(М(Т)).’

‘Решающим является то, что с позиций кибернетики второго порядка меняется весь понятийный аппарат —  референтная система, основанная на существовании независимого от наблюдателя мироздания, замещается собственной референтной системой данной личности. … Становится очевидным тот факт, что поставленный вопрос уже изначально содержит в себе возможный ответ, который на нeгo можно получить.’

‘В языке, которым я предпочитаю пользоваться, идею объективной верификации заменяет собой представление о корреляции ощущений: мы что-то видим, мы что-то чувствуем, — корреляция между ощущениями и совокупностью нейронных процессов порождает некую реальность, которую мы можем именовать столом, кубом или своей милой подружкой с рыжими волосами. Корреляция ощущений служит, на мой взгляд, предпосылкой того, что мы обозначили как богатство оттенков мироздания: из-за того, что все эти ощущения различны, из-за того, что постоянное разнообразие того, что мы видим, слышим, чувствуем, коррелирует, возникает это богатство восприятия и завораживающая пестрота мира, которой мы наслаждаемся.’

‘То, что мы называем предметом, к примеру, кубиком, по своей природе относится к области компетенции нашей нервной системы, которая и обеспечивает возможность вычисления инвариант. Предмет и вообще все, что обычно обозначается в качестве объекта, при внимательном рассмотрении оказывается символическим выражением нашей способности вычислять инварианты.’

‘Очевидно, что мы реагируем не на стол, находящийся где-то там снаружи, а на возбужденные состояния наших палочек, колбочек, проприорецепторов, на которые, благодаря определенным операциям, происходящим в центральной нервной системе, мы ссылаемся как на «стол где-то там снаружи». … А поскольку общая совокупность микросред всех нейронов организма и составляет его «полную окружающую среду («Gesamtumwelt»), то становится понятным, что провести различие между «внешней» и «внутренней» средой организма доступно лишь стороннему наблюдателю. Это привилегия, в которой самому организму отказано, ему известна лишь одна среда: та, которую он воспринимает в ощущениях.’

‘Кибернетика первого порядка отделяет субъект от объекта, она ссылается на некий предполагаемый независимым мир «по ту сторону». Кибернетика второго порядка, или кибернетика кибернетики носит кругообразный характер: человек учится видеть себя частью того мира, который он наблюдает.’

‘В противоположность классической постановке вопроса, сформированной в рамках научных исследований, и постулирующей, прежде всего, необходимость однозначно описываемого «объективного мире» (его существовании), и тем самым ставящей своей задачей его описание, сегодня мы пытаемся иметь дело с однозначно описываемым «субъективным миром», т.е. миром, который включает в себя наблюдателя.’

Информация

Сергей Цоколов, Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания, 2000. Глава 3. Эпистемология замкнутости Хайнца фон Фёрстера.

См. также

Максимы фон Фёрстера:

http://ivanov-petrov.livejournal.com/2061736.html

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/161644.html


Опубликовано

в

©