О времена! О нравы!

В Дрездене в Оружейной палате (Дворец-резиденция) есть шикарная выставка исторических костюмов, среди которых в том числе внимание привлекают выдающиеся детали мужских туалетов (гульфики).

Как оказалось, гульфики являлись отличительной чертой эпохи Возрождения, при этом наибольшее распространие мода на гульфики достигла в 16 веке. В начале семнадцатого века мода на выпяченные вперед гульфики сошла на нет. Также следует обратить внимание на широкие разрезы, в особенности хорошо представленные на второй фотографии. Это мода второй половины шестнадцатого века.

Историки спорят о происхождение и назначении такой (с современной точки зрения можно сказать политически невыдержанной) детали мужского туалета. Историки девятнадцатого века обычно выбирали в этом отношении тактику замалчивания — гульфик вскользь упоминался как деталь, не заслуживающая специального обсуждения. В ряде случаев гульфики на изображениях просто затушевывали. Интересно отметить, что немецкие историки начала двадцатого века связывали происхождение гульфика с развращенностью французов.

Последующие поколения историков пытались объяснить появление гульфиков функциональным назначением. Мол, была мода на узкие штаны, обтягивающие бедра, и на этом пути надо было найти место для мужского достоинства. Гульфик также можно рассматривать как карман, расположенный в удобном месте. Как пишут, размеры гульфиков позволяли спрятать туда апельсин, что позволяло в момент разговора с дамой достать оттуда апельсин и предложить его даме.

Была даже теория, объясняющая появление гульфиков распространением в Европе сифилиса. Мол, для лечения сифилиса требовалось окружить источник проблем специальными препаратами, для чего требовалось соотвествующее место. Должно быть понять, что в споре о гульфиках не обошлось без обсуждения сексуальности. Например, гульфики были распространены среди ландскнехтов. Так ведь понятно почему, надо было показать, что в бой идут настоящие мужчины.

Общественность, по мере сил, пыталась бороться с таким безобразием. Наиболее известной, пожалуй, была книга теолога Андреаса Мускулуса (Andreas Musculus, 1514 — 1581) О дьявольских штанах (Vom Hosen Teuffel, 1555 год). В книге модные одеяния отождествлялись с делами черта. Книга Мускулуса породила целый поток «дьявольских» книг с осуждением неприличностей.

Как бы то ни было, мы можем только рассматривать хорошо сохранившиеся изображения тех лет и гадать, какие повороты развития истории привели к появлению такой моды:

коллекция изображений в Википедии

Информация

Фотографии взяты из статьи: Kleider machen Leute.

Thomas Lüttenberg. The cod-piece—A renaissance fashion between sign and artefact. The Medieval History Journal 8, no. 1 (2005): 49-81.

Jutta Zander-Seidel. Der Teufel in Pluderhosen. Waffen-und Kostümkunde 29 (1987): 49-67.

Gundula Wolter. Geschlechtliche Prahlsucht des Mannes zu Beginn der Neuzeit. Ein Beitrag über das Phänomen Schamkapsel als Zeichen männlicher Selbstmanifestation. FKW//Zeitschrift für Geschlechterforschung und visuelle Kultur 14, no. 17 (1994).

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/176313.html


Comments are closed.