Квантовая механика и исчезновение реальности

На сайте Scientific American появилась заметка Бернардо Каструп о том, что результаты квантовой механики, по сути дела, подтверждают идеализм. Каструп в своей статье цитирует заметку американского физика Ричарда Генри Ментальная вселенная, которая вышла в Nature в 2005 году. Название заметки говорит само за себя.

На эту тему тему я нашел прекрасную статью российского философа Александра Степановича Карпенко В поисках реальности: Исчезновение, которую я могу рекомендовать всем, кто интересуется вопросами интерпретации квантовой механикой. В статье хорошо рассмотрена история вопроса и есть много ссылок на то, что говорят по этому поводу сами физики.

Реферат статьи:

‘Проблема реальности, которая обсуждается в статье, вызвана дискуссией о философских основаниях квантовой механики. Автор делает акцент на той стадии дискуссий, которую можно назвать пост-эйнштейновской и после-боровской. Большое внимание в статье уделяется проблеме нелокальности в квантовом мире, знаменитым неравенствам Белла и экспериментам Аспэ, сыгравшим важную роль в доказательстве преимущества копенгагенской интерпретации квантовой теории в ее споре с теориями, признающими необходимость введения так называемых скрытых параметров. Показывается, как феномены квантовой запутанности и нелокальности постепенно размывают классические представления о реальности. Но проблема оказывается гораздо сложнее, поскольку в многочисленных исследованиях ставится под сомнение строгое разделение духа и материи, и тогда на первый план выходит созидающая роль сознания. Констатируется, что все большее значение приобретает модальное, возможностное мышление, которое противостоит анти-реализму и выводит на арену «сверхреализм», требующий реализации в актуальность всего того, что мыслится как возможное. В итоге, знаменитое Декартово высказывание о существовании принимает следующий вид: «Существовать – значит мыслить возможное» («Esse ergo cogitare possibilia»).’

Несколько цитат:

‘Казалось бы, объяснить, что такое реальность, очень просто. Да и объяснять ничего не надо, достаточно ударить ногой первый попавшийся камень. Вот тебе и реальность! Но проблема в том, что для мало-мальски пытливого ума эту очевидность реальности необходимо выразить в словах, лучше, в устоявшихся терминах, еще лучше – в виде элегантной системы физических уравнений, и, наконец, если повезет – в виде одного уравнения. Например: реальность создается массой благодаря бозону Хиггса (в том числе, наличествует масса и для меня), а масса есть энергия, и наоборот, энергия есть масса, т. е. E = mc2. И делу конец!’

‘Ситуация усугубляется еще и тем, что наиболее успешная и плодотворная физическая теория за последние сто лет, а именно квантовая механика, благодаря которой и функционирует современная человеческая цивилизация, в интерпретации одного из своих создателей Н. Бора по сути является строго анти-реалистической теорией. Что она описывает, и описывает ли она вообще хоть какие-нибудь привычные элементы реальности – по сей день остается величайшей загадкой.’

‘Нашумевший эксперимент по проверке неравенства Леггетта показал, что реализм более проблематичен, чем локальность. Поэтому недостаточно просто отбросить допущение о локальности, чтобы квантовая механика была более полной. Нужно ограничить, если не отбросить, наши естественные интуиции о реальности и даже ту, которая говорит, что реальность существует, когда мы ее не наблюдаем. Это напрямую ведет к пониманию реальности, как зависящей от сознания. Заметим, что этот вывод все более часто появляется особенно у западных ученых, не отягощенных долгой историей материалистического видения мира. Все это завораживает и интригует. В крайнем своем выражении утверждается, что существование мира зависит напрямую от существования человека.’

‘Как пишет Д. Сонг, «если мы предполагаем, что Луна подчиняется квантовой теории, а также признаем наличие уникального свойства сознания, то, каким бы странным и противоречащим интуитивным представлениям это ни казалось, Луна не может существовать отдельно от нашего собственного существования».’

‘Таким образом, поиск реальности только начинается. В связи с этим обратим внимание на неутешительный вывод, который делает Р. Пенроуз в монументальном труде «Путь к реальности»: «Я считаю, что мы пока не нашли “путь к реальности”, несмотря на необычайный прогресс, достигнутый за более чем два с половиной тысячелетия, а особенно за последние несколько столетий».’

‘Но как может сознание распутать «запутанность» мира, если оно само «запутано»? Если мы измеряем то, чего не существует до измерения, то наше знание есть всего лишь знание о запутанных явлениях. Основной вывод заключается в том, что только наблюдаемые феномены являются реально существующими и помимо них нет никакой более глубокой реальности.’

‘Стоит подчеркнуть, что проблема реальности, вставшая так остро при осмыслении квантовой механики, в последнее время привлекает к себе все большее внимание. … Обратим внимание на статью В.А. Лекторского, где в разделе «В защиту реализма» сформулирован основной тезис данного направления: «Не все, что нельзя наблюдать, не существует»’

Карпенко, А. С. (2015). В поисках реальности: Исчезновение. Философия науки и техники, 20(1).

Bernardo Kastrup, Thinking Outside the Quantum Box: How the mind can make sense of quantum physics in more ways than one. Blog, Scientific American, February 16, 2018.

R. C. Henry, 2005. The mental universe. Nature, 436(7047), p. 29.

Перевод: https://anairos.livejournal.com/132182.html