Механистическая медицина и безумие машин

В медицину конца семнадцатого — начала восемнадцатого века на смену гуморальной теории Галена пришли механистические объяснения. Психотическая депрессия также стала объясняться в рамках механистической медицины того времени. Следует отметить, что в те времена такая болезнь именовалась меланхолией (melancholia) и ниже я буду использовать именно этот термин.

Арчибальд Питкэрн (Archibald Pitcairne, 1652 — 1713) одним из первых предложил механистическое объяснение меланхолии. С его точки зрения тело человека состояло из каналов различного рода, пропускающих разные типы жидкостей, при этом циркуляция крови являлась центральным фактором в таком движении. Соответственно, болезнь связывалась с изменением или уменьшением циркуляции крови во всем теле или в отдельных частях тела. Питкэрн полагал, что в случае меланхолии кровь становилась более густой и скапливалась в мозге, и что более медленное движение крови вызывало меньше вибраций, что, в конечном итоге, приводило к появлению меланхолии.

Фридрих Гофман (Friedrich Hoffmann, 1660 — 1742) также рассматривал тело человека «как машину, сделанную из твердых и жидких частичек, расположенных в различном порядке». Помимо циркуляции крови Гофман рассматривал движение лимфы и животного духа. Гофман критически относился к ятрохимии, но включал в свое рассмотрение ферментацию. Нормальное функционирование организма считалось соответствующим равновесию и правильным пропорциям, болезнь же связывалась с нарушением таковых пропорций.

Герман Бургаве (Herman Boerhaave, 1668 — 1738) — известный врач и химик. Бургаве исходил из представлений о человеческом теле как машине, состоящей из твердой структуры, содержащей циркулирующие флюиды. В теории Бургаве избыток желчи был по-прежнему связан с меланхолией, но в отличие от гуморальной теории Бургаве рассматривал желчь как патогенетический материал, который появлялся от определенных механических и гидродинамических процессов. Как Питкэрн и Гофман Бургаве связывал развитие меланхолии с более медленным движением более густой крови.

Механистические объяснения в медицине потеряли популярность к середине восемнадцатого века. Одной из причин стали эксперименты по влиянию электричества на функционирование организма. Альбрехт фон Галлер (Albrecht von Haller, 1708—1777) выступал против механистической философии, хотя он признавал важность механического движения в роли эффективной причины. Фон Галлер считал, что следует уделять большее внимание экспериментальному изучению феноменов. Он отвергал анимизм Шталя, но на основе своих экспериментов фон Галлер вводил в рассмотрения два витальных свойства: чувствительность и раздражительность.

Интересно отметить, что еще Исаак Ньютон предложил в качестве объяснения ощущений человека движение эфира в нервных волокнах. Именно это объяснение привлекло внимание физиологов и врачей, не удовлетворенных механистическими объяснениями Питкэрна, Гофмана и Бургаве. Изменение в объяснении работы тела можно увидеть на примере Ричарда Мида (Richard Mead, 1673 — 1754), ученика Питкэрна и друга Ньютона. Если в начале карьеры Мид стоял на позиции механистической медицины (человек — живая машина), то в 1740х годах он ввел в рассмотрение движение эфира в нервах.

Уильям Каллен (William Cullen, 1710 — 1790) окончательно связал объяснение меланхолии с работой нервной системы, при этом он отверг гидродинамические принципы Бургаве. Тем не менее, Каллен отвергал анимизм Шталя и историки спорят о том, следует ли отнести Каллена к виталистам или к представителям механистической медицины. Более правильно, наверное, сказать, что Каллен сочетал оба типа объяснений.

В заключение следует отметить, что споры об объяснениях происхождения меланхолии не повлияли на методы лечения. Теории менялись, но способы лечения меланхолии оставались без изменения.

Информация

Stanley W. Jackson, Melancholia and Mechanical Explanation in Eighteenth-Century Medicine, Journal of the History of Medicine and Allied Sciences, Vol. 38, No. 3 (1983), pp. 298-319.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/179553.html


Опубликовано

в

©

Метки: