Метафоры смерти клетки в биологии

Увидел статью Смерти клетки: Как язык и метафоры оказывают влияние на науку о смерти клетки. В статье рассматривается история исследований о смерти клетки, а также сопутствующие метафоры, которые использовали ученые.

В биологии считается, что цель живого заключается в размножении. Возможно именно поэтому систематические исследования смерти клеток в многоклеточных организмах как части нормального развития и функционирования многоклеточного организма начались только во второй половие двадцатого века. До этого факты такого поведения клеток в многоклеточных организмах были известны, в том числе уже в девятнадцатом веке, но им не придавалось особого значения. Считалось, что задачей клетки как части живого является борьба за жизнь из последних сил.

Важным событием в исследованиях смерти клетки стал обзор Альфреда Глюксманна (Alfred Glücksmann) 1959 года, в котором ученый собрал все известные сведения, из которых следовало, что смерть клеток является неотъемлимой частью эмбриогенеза, органогенеза и онтогенеза. Для описания происходящего Глюксманн использовал термины ‘смерть клетки’, ‘клеточная дезинтеграция’, ‘некробиоз’ и ‘дегенерация клетки’. Последние два термина были взяты из работ Рудольфа Вирхова (девятнадцатый век).

Метафора ‘запрограммированная смерть клетки’ (или ‘программируемая гибель клетки’) появилась в 1964 году в работах Ричарда Локшина (Richard Lockshin). Руководители молодого ученого поощряли креативный язык для описания результатов исследования. В то же время это была эра распространения компьютеров. Поэтому использование компьютерного жаргона вполне вписывалось в увлечение биологами кибернетикой. Раз клетки умирали, то это было кому-нибудь нужно, и этот кто-то все заранее запрограммировал.

Следующий набор метафор, связанных с ‘самоубийством клетки’, был выдвинут в работах Джона Сондерса (John W. Saunders) в работе 1966 года. Сондерс отталкивался от метафоры Локшина, но на этом пути он задался вопросом, является ли смерть клетки убийством, инициированным по указу вышестоящих органов (‘смертный приговор’), или самоубийством. Другими словами, происходит ли смерть клетки по ее собственному желанию или вопреки.

Более нейтральный термин ‘апоптоз’ был введен в работе 1972 года. Тем не менее, большинство обсуждений шло в парадигме запрограммированной смерти клетки, когда исследователи искали и находили ‘гены убийцы’ и ‘гены защитники’, случаи истинного ‘самоубийства’ и организованного ‘убийства’. Параллельно обсуждение смерти клетки шло в рамках социального контроля, когда помимо прочего рассматривался ‘альтруизм’ умирающей клетки. Например, статья 1992 года в журнале Nature имела название Социальный контроль выживания и смерти клеток. В этом контексте раковым клеткам приписывалась эгоистичная и асоциальная роль.

Для введения единообразия в описание результатов исследований в 1999 году был образован комитет по номенклатуре, связанной со смертью клетки (committee on the Nomenclature of Cell Death). Этот процесс завершился в 2005 созданием более формального органа Nomenclature Committee on Cell Death (NCCD), который в свою очередь выпустил три отчета, связанных с рекомендуемой терминологией.

Можно увидеть, что метафоры, используемые биологами, отражают дуальный взгляд на жизнь: механизм vs. организм. С одной стороне, предполагается наличие неумолимых каузальных механизмов (програмируемая смерть, гены-убийцы и т.д), с другой подчеркивется внутренная активность организма (самоубийство, альтруизм и т.д). В целом, как пишут, для понимания роли метафор необходимо проработать книгу Джордж Лакофф, Марк Джонсон, Метафоры, которыми мы живем. Похоже, что без нее понять науку невозможно.

Andrew S. Reynolds. The deaths of a cell: how language and metaphor influence the science of cell death. Studies in History and Philosophy of Science Part C: Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences 48 (2014): 175-184.

См. также: Метафоры в биологии