Метафоры в биологии

Биология переполнена метафорами. Биологи уверяют, что используемые метафоры являются всего лишь сокращениями (фигурами речи) и что вполне возможно представить себе изложение предмета без использования метафор: просто все будет выглядеть более сухо и будет занимать гораздо больше места.

Ключевые метафоры при рассмотрении эволюции крутятся вокруг понятия агента, при этом в качестве агента рассматриваются либо природа, либо организм, либо части организма (клетки и гены). Далее поведение агента предполагается либо интенциональным (агент имеет намерения), либо рациональным (поведение агента бессознательно, но оно каким-либо образом связано с задачей оптимизации). Таким образом, можно выделить четыре главные типа метафор:

• природа как интенциональный агент,
  • индивид как интенциональный агент,
  • природа как рациональный агент,
  • индивид как рациональный агент.

Приведу примеры:

‘Сначала эволюция должна была проводить «грязные» эксперименты’

‘Если этой клетке нужен какой-то метаболит для того, чтобы поддержать свою жизнедеятельность, она может сместиться в область повышенной концентрации этого метаболита и его поглотить.’

‘Поэтому он [естественный отбор] благоприятствует клеткам-обманщикам, т.е. обратным мутантам, которые не производят клей, но продолжают пользоваться преимуществами жизни в группе.’

‘бактериям самим может быть выгодно стимулировать общительность’

Можно ли полностью избавиться от таких метафор? Обычная стратегия биологов заключается в том, чтобы вначале исключить из рассмотрения интенциональность. Эволюция рассматривается как процесс без цели и намерений, а целенаправленность в поведении животных сводится к проявлению инстинктов. С другой стороны, в рамках популяционной генетики и теории игр вводится понятие рационального, но бессознательного агента,  который придерживается определенной стратегии. На заключительной стадии подчеркивается, что инстинкты и оптимальные стратегии появились в рамках естественного отбора.

На каждой стадии в стратегии выше видны проблемы. Например, обсуждение естественного отбора на английском языке не обходится без выражения «отобран из-за того, что (selected for)», которое по определению интенционально. При обсуждении стратегий поведения виден постоянный переход от индивида как рационального агента к природе, которая занимается оптимизацией. Например, понятие эволюционной стабильной стратегии с одной стороны подразумевает индивидов, которые ведут себя определенным образом, с другой, естественный отбор, который привел к появлению этой самой стратегии.

Сам язык оптимизации с неизбежностью предполагает наличие цели оптимизации, что в свою очередь приводит к невольному включению в оборот интенциональности либо на уровне агента, либо на уровне природы. Таким образом, в конце концов происходит смена метафор по кругу. Крайне сомнительно, чтобы можно было изложить теорию эволюции полностью без использования метафор — если кто-то знает такое изложение, буду признателен за ссылочку. Все, что я могу себе представить — это переход системы из предыдущего состояния в последующее по законам физики. Однако такое объяснение вряд ли можно назвать биологией.

В заключение следует отметить, что как минимум наличие интенциональности можно увидеть в поведении человека. Это приводит к появлению серьезной проблемы — требуется объяснить, каким образом интенциональность, присущая человеку, возникла в рамках естественного отбора. Разумных решений проблемы не видно и крайне интересно наблюдать, каким образом биологи пытаются выйти из сложившегося положения.

P.S. Рассмотрим признак живого — стремление к размножению. Можно ли сказать, что этот признак является результатом естественного отбора, или необходимо сказать, что этот признак является предпосылкой естественного отбора?

Классификация метафор взята из статьи:

Castellane, A., & Paternotte, C., Knowledge transfer without knowledge? The case of agentive metaphors in biology, Studies in History and Philosophy of Science (2018), in press. Available at ScienceDirect.

Приведенные выше цитаты взяты из заметок:

Интенциональная каузальность и фигуры речи

Мораль у бактерий