Непосредственный vs. косвенный реализм

Человек ощущает себя в трехмерном мире, в котором есть предметы, цвета, запахи и звуки. Более того, у человека есть ощущение, что его восприятие внешнего мира является непосредственным. Например, перед человеком на столе стоит телевизор. Человек ощущает, что он видит изображение прямо на экране телевизора и слышит звуки, непосредственно издаваемые громкоговорителями. Такая позиция в теории восприятия называется наивным реализмом. Слово «наивный» подчеркивает, что так могут полагать только необразованные люди, опирающиеся на здравый смысл.

Образованные люди должны знать, что фотоны отражаются от экрана телевизора и попадают на сетчатку, сигналы от сетчатки передаются в соответствующие отделы мозга, где происходит сложная обработка полученной информации, которая завершается созданием визуального восприятия трехмерной картины, изначально изображаемой на двумерной плоскости экрана телевизора. Похожим образом громкоговорители испускают звуковые волны, которые доходят до органов слуха, которые в свою очередь передают сигналы в свои отдела мозга, а слуховое восприятие стереозвучания в телевизоре возникает только после интенсивной переработки полученной информации мозгом.

Тем не менее, в картине мира образованных людей возникает проблема, связанная с местонахождением восприятий. Обработка внешней информации проводится мозгом, но человек ощущает, что результат этой обработки находится вовсе не мозге, а перед человеком. Каким же образом мозг может проецировать восприятия за свои пределы? Для ответа на этот вопрос существуют две позиции. Непосредственный или прямой реализм утверждает, что человек все-таки получает доступ непосредственно к внешним объектам. Косвенный или непрямой реализм вводит в рассмотрение посредника между внешним миром и человеком. В этой позиции предполагается существование феноменального мира (реконструкции мозга), при этом считается, что восприятия человека ограничены только этим феноменальным миром.

Просмотрел сборник статей, в которых представители косвенного реализма спорят с представителями непосредственного реализма (по пять статей с каждой стороны). Среди авторов три нейрофизиолога, которые естественно занимают позицию косвенного реализма. Остальные авторы — философы. Цель сборника статей — дать возможность совместного обсуждения сторонникам противоположных позиций. В сборнике после самих статей представлена критика статей с противоположной стороны и ответ на эту критику.

Вначале взглянем на проблему глазами нейрофизиологов. Рассмотрим следующую картинку, которую я взял с сайта Стивена Легара (Steven Lehar, один из авторов сборника статей):

На картинке изображено, что человек видит реконструкцию мозга, которая пространственно находится где-то в голове человека, где находится сам мозг. Она дает вполне определенное объяснение происходящему. Поступающая внешняя информация обрабатывается мозгом, поэтому результат этой обработки должен находиться где-то в мозге. Картинка также хорошо показывает, что цвета не существуют во внешнем мире (фотонам можно приписать длину волны, но строго говоря, они бесцветны). Цвета создаются мозгом для представления получаемой информации о длине волны обладателю мозга.

С одной стороны, все выглядит логично. С другой, появляется определенная шизофреничность, поскольку мир раздваивается — есть внешний мир и есть феноменальный мир в физической голове человека. При этом, если внимательно рассмотреть картинку, то можно заметить, что весь феноменальный мир от линии горизонта до купола небес пространственно находится в физической голове человека. То есть, физический череп человека находится за пределами линии горизонта и купола небес, наблюдаемых человеком.

Нейрофизиолог Джон Смайтис (John Smythies) предлагает для примера рассмотреть вопрос — где во внешнем мире находится физический мозг человека. Если человек показывает пальцем на свою голову, то это соответствует позиции наивного реализма. В ответ Смайтис спрашивает:

‘Как мозг может находиться в воспринимаемой голове, когда воспринимаемая голова сама находится в мозге?’

Ведь палец, показывающий на голову (см. картинку Стивена Легара выше), будет сам находиться где-то в физическом мозге. По-моему, особенно интересно рассмотрение картинки Легара в случае секса. В этом случае возникают интересные вопросы о том, сколько феноменальных миров существует, где они находятся в физическом мире, и как ощущения партнеров связаны с физическими органами обоих организмов.

Введение феноменального мира иногда называют теорией виртуального мира. В данном случае возникают неприятные вопросы, связанные с внешним миром. Если ощущения человека принципиально ограничены виртуальным миром, который находится непонятно где, то каким образом мы приходим к знанию о внешнем мире?

Философы в отличие от нейрофизиологов лучше осознают шизофреничность предлагаемой картины и ее разрушительные последствия для теории познания. Соответственно, философы стараются решить проблему путем введения правильной терминологии (философы — это жонглеры терминами).

Сторонник косвенного реализма Роберт Френч (Robert French) говорит о том, что по понятным соображениям сформировавшийся язык неотрывно связан с наивным реализмом. Именно поэтому выход за пределы наивного реализма вызывает такие трудности, поскольку сам язык не позволяет это сделать. Например, выражение «человек воспринимает цвет» предполагает наличие агента восприятия, что в свою очередь приводит к аргументу против косвенного реализма в виде «бесконечной регрессии» — для восприятия феноменального мира требуется гомункул, у которого будет свой феноменальный мир и т.д. Френч предполагает, что выражение «цвет воспринимается» поможет решить проблему «бесконечной регрессии».

Сторонники непосредственного реализма обосновывают свою позицию именно необходимостью борьбы со скептицизмом. Они не отрицают происходящих процессов в мозге, поэтому можно сказать, что непосредственный реализм — это улучшенная версия наивного реализма. По мнению сторонников непосредственного реализма, введение посредников при восприятии человеком внешнего мира приводит к ситуации, в которой построение теории познания становится невозможным. Ведь в случае косвенного реализма нам следует признать, что нейрофизиологи имеют дело только с реконструкцией их мозга. Другими словами, нейрофизиолог, изучающий мозг пациента, на самом деле воспринимает только реконструкцию своего собственного мозга.

Стратегия рассмотрения сторонников непосредственного реализма связана с исключением из рассмотрения картинки Легара путем перехода к суждениям. Сторонники непосредственного реализма в целом не отрицают того, что восприятия не выходят за пределы головы человека, но они переводят разговор на суждения, которые делает человек. Человек видит кошку и он говорит, что он видит кошку. Далее обсуждается только утверждение о том, что человек видит кошку и то, каким образом это суждение связано с кошкой, которая находится перед человеком. Переход к суждениям и соответствующая терминология позволяют заговорить проблему нахождения визуальных восприятий.

Взаимная критика связана именно с последним обстоятельством. Сторонники косвенного реализма упрекают сторонников непосредственного реализма в том, что они игнорируют феноменальный мир, создаваемый мозгом. Сторонники непосредственного реализма защищают свою позицию необходимостью обосновать теорию познания. Книга завершается призывом к продолжению обсуждения и по возможности к выработке единой точки зрения.

Информация

Direct versus Indirect Realism. A Neurophilosophical Debate on Consciousness, Editors: John R. Smythies, Robert French, 2018.

Наглядные материалы для обсуждения вопроса доступны на сайте Стивена Легара. Хорошим введением является A Cartoon Epistemology.

http://slehar.com/wwwRel/Lehar.html

См. также Что означает жизнь в виртуальном мире, сгенерированном мозгом?

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/196767.html


Опубликовано

в

,

©