Бернардо Каструп: Аналитический идеализм. Онтология, основанная исключительно на сознании

Недавно Бернардо Каструп защитил диссертацию ‘Аналитический идеализм. Онтология, основанная исключительно на сознании‘. Диссертация состоит из статей, которые были опубликованы ранее. Собранные вместе материалы позволяют получить представление о том, как может выглядеть онтология современного идеализма. Изложение идет в стиле аналитической философии, когда в защиту своей позиции рассматриваются аргументы.

В основу картины мира положена аналогия с раздвоением личности (расстройство множественной личности или диссоциативное расстройство идентичности) — в одном человеке могут уживаться несколько персон. Таким образом, можно представить себе вселенную, состоящую исключительно из сознания, которое в силу разных причин расщепилась на множество независимых сознаний. Другая более нейтральная аналогия — поле сознания, возбуждение которого приводит к появлению отдельных личностей. В этом смысле жизнь человека начинается с такого возбуждения и заканчивается его исчезновением.

Схематично картина мира выглядит следующим образом:

/ru/wp-content/uploads/2019/06/CosmicConsciousness.png

На картинке люди с мыслями показаны кружочками — человека ограничивает поле восприятий. За полем восприятий находятся мысли, которые принадлежат космическому сознанию, и которые обеспечивают эффект того, что разные люди чувствуют себя находящимися в одном окружении.

Насколько я понял, кружочек обозначает виртуальный мир, состоящий из восприятий человека. В пользу этого говорит то, что Каструп обосновывает идеализм следующим образом. Он заявляет, что человек окружен своими восприятиями (теория виртуального мира) и поэтому следует понять, что сознание является изначальным феноменом. Материя вводится только для объяснения происходящего в абстрактных терминах — поэтому разделение на материю и сознание происходит из-за смешения уровней абстрагирования. В такой интерпретации кружочки означают отдельные виртуальные мира, которые связаны между собой космическим сознанием. Последнее обеспечивает синхронизацию разных виртуальных миров между собой.

С другой стороны, Каструп говорит о том, что физическая граница тела является открываемой видимостью диссоциативной границы феноменального поля, то есть раздвоение космического сознания проходит именно по наблюдаемой границе тела. С этой точки зрения кружочки на картиночке выше должны быть телами (более точно восприятиями тел), а восприятия предметов должны быть уже общими. В этом случае нам следует сказать, что виртуальные миры пересекаются между собой, а космическое сознание отвечает за восприятия предметов, которые в данном случае являются общими для разных людей.

Не могу точно сказать, какой из двух вариантов ближе к тому, что думает сам Каструп. Хотя вполне возможно, что он еще на задумывался о такой постановке вопроса. Возможно, что он скажет, что категории пространства в этом случае неприменимы, поскольку пространство и время являются субъективными и не принадлежат фундаментальной онтологии — последняя состоит исключительно из восприятий.

В целом, диссертация Каструпа вносит некоторое разнообразие в обсуждении неподдающейся проблемы сознания. Аргументы можно найти в пользу любой выбранной картины мира — существует немало онтологий, которые можно согласовать с эмпирическими данными. С этой точки зрения, почему бы благородным донам не обсудить идеализм, а то все материализм, да физикализм.

Информация

Bernardo Kastrup, Analytic Idealism: a Consciousness-Only Ontology, 2019.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/208400.html


Опубликовано

в

,

©