Недавно Бернардо Каструп защитил диссертацию ‘Аналитический идеализм. Онтология, основанная исключительно на сознании‘. Диссертация состоит из статей, которые были опубликованы ранее. Собранные вместе материалы позволяют получить представление о том, как может выглядеть онтология современного идеализма. Изложение идет в стиле аналитической философии, когда в защиту своей позиции рассматриваются аргументы.
В основу картины мира положена аналогия с раздвоением личности (расстройство множественной личности или диссоциативное расстройство идентичности) — в одном человеке могут уживаться несколько персон. Таким образом, можно представить себе вселенную, состоящую исключительно из сознания, которое в силу разных причин расщепилась на множество независимых сознаний. Другая более нейтральная аналогия — поле сознания, возбуждение которого приводит к появлению отдельных личностей. В этом смысле жизнь человека начинается с такого возбуждения и заканчивается его исчезновением.
Схематично картина мира выглядит следующим образом:
На картинке люди с мыслями показаны кружочками — человека ограничивает поле восприятий. За полем восприятий находятся мысли, которые принадлежат космическому сознанию, и которые обеспечивают эффект того, что разные люди чувствуют себя находящимися в одном окружении.
Насколько я понял, кружочек обозначает виртуальный мир, состоящий из восприятий человека. В пользу этого говорит то, что Каструп обосновывает идеализм следующим образом. Он заявляет, что человек окружен своими восприятиями (теория виртуального мира) и поэтому следует понять, что сознание является изначальным феноменом. Материя вводится только для объяснения происходящего в абстрактных терминах — поэтому разделение на материю и сознание происходит из-за смешения уровней абстрагирования. В такой интерпретации кружочки означают отдельные виртуальные мира, которые связаны между собой космическим сознанием. Последнее обеспечивает синхронизацию разных виртуальных миров между собой.
С другой стороны, Каструп говорит о том, что физическая граница тела является открываемой видимостью диссоциативной границы феноменального поля, то есть раздвоение космического сознания проходит именно по наблюдаемой границе тела. С этой точки зрения кружочки на картиночке выше должны быть телами (более точно восприятиями тел), а восприятия предметов должны быть уже общими. В этом случае нам следует сказать, что виртуальные миры пересекаются между собой, а космическое сознание отвечает за восприятия предметов, которые в данном случае являются общими для разных людей.
Не могу точно сказать, какой из двух вариантов ближе к тому, что думает сам Каструп. Хотя вполне возможно, что он еще на задумывался о такой постановке вопроса. Возможно, что он скажет, что категории пространства в этом случае неприменимы, поскольку пространство и время являются субъективными и не принадлежат фундаментальной онтологии — последняя состоит исключительно из восприятий.
В целом, диссертация Каструпа вносит некоторое разнообразие в обсуждении неподдающейся проблемы сознания. Аргументы можно найти в пользу любой выбранной картины мира — существует немало онтологий, которые можно согласовать с эмпирическими данными. С этой точки зрения, почему бы благородным донам не обсудить идеализм, а то все материализм, да физикализм.
Информация
Bernardo Kastrup, Analytic Idealism: a Consciousness-Only Ontology, 2019.