Бернардо Каструп: Аналитический идеализм. Онтология, основанная исключительно на сознании

Недавно Бернардо Каструп защитил диссертацию «Аналитический идеализм. Онтология, основанная исключительно на сознании» . Диссертация состоит из статей, которые были опубликованы ранее. Собранные вместе материалы позволяют получить представление о том, как может выглядить онтология современного идеализма. Изложение идет в стиле аналитической философии, когда в защиту своей позиции рассматриваются аргументы.

В основу картины мира положена аналогия с раздвоением личности (расстройство множественной личности или диссоциативное расстройство идентичности) — в одном человеке могут уживаться несколько персон. Таким образом, можно представить себе вселенную, состоящую исключительно из сознания, которое в силу разных причин расщепилась на множество независимых сознаний. Другая более нейтральная аналогия — поле сознания, возбужение которого приводит к появленияю отдельных личностей. В этом смысле жизнь человека начинается с такого возбуждения и заканчивается его исчезновением.

Схематично картина мира выглядит следующим образом:

http://blog.rudnyi.ru/ru/wp-content/uploads/2019/06/CosmicConsciousness.png

На картинке люди с мыслями показаны кружочками — человека ограничивает поле восприятий. За полем восприятий находятся мысли, которые принадлежат космическому сознанию, и которые обеспечивают эффект того, что разные люди чувствуют себя находящимися в одном окружении.

Насколько я понял, кружочек обозначает виртуальный мир, состоящий из воприятий человека. В пользу этого говорит то, что Каструп обосновывает идеализм следующим образом. Он заявляет, что человек оружен своими восприятиями (теория виртуального мира) и поэтому следует понять, что сознание является изначальным феноменом. Материя вводится только для объяснения происходящего в абстрактных терминах — поэтому разделение на материю и сознание происходит из-за смешения уровней абстрагирования. В такой интрепретации кружочки означают отдельные виртуальные мира, которые связаны между собой космическим сознанием. Последнее обеспечивает синхронизацию разных виртуальых миров между собой.

С другой стороны, Каструп говорит о том, что физическая граница тела является открываемой видимостью диссоциативной границы феноменального поля, то есть раздвоение космического сознания проходит именно по наблюдаемой границе тела. С этой точки зрения кружочки на картиночке выше должны быть телами (более точно восприятиями тел), а восприятия предметов должны быть уже общими. В этом случае нам следует сказать, что виртуальные миры пересекаются между собой, а космическое сознание отвечает за воприятия предметов, которые в данном случае являются общими для разных людей.

Не могу точно сказать, какой из двух вариантов ближе к тому, что думает сам Каструп. Хотя вполне возможно, что он еще на задумывался о такой постановке вопроса. Возможно, что он скажет, что категории пространства в этом случае неприменимы, поскольку пространство и время являются субъективными и не принадлежат фундаментальной онтологии — последняя состоит исключительно из восприятий.

В целом, диссертация Каструпа вносит некоторое разнообразие в обсуждении неподдающейся проблемы сознания. Аргументы можно найти в пользу любой выбранной картины мира — существует немало онтологий, которые можно согласовать с эмпирическими данными. С этой точки зрения, почему бы благородным донам не обсудить идеализм, а то все материализм, да физикализм.

Информация

Bernardo Kastrup, Analytic Idealism: a Consciousness-Only Ontology, 2019.

https://repository.ubn.ru.nl/handle/2066/203090

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/208400.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/1589121657888914


Опубликовано

в

,

©