- Лучано Флориди: Философия информации
- Лучано Флориди: Логика информации
- Теория виртуального мира Лучано Флориди
Просмотрел книгу Лучано Флориди ‘Логика информации: Теория философии как концептуального дизайна‘. Эта третья книга из предполагаемой тетралогии, до нее вышли ‘Философия информации‘ и ‘Этика информации‘, а в будущем ожидается ‘Политика информации‘. Книга в целом посвящена философии — Флориди дает свой ответ на вопрос, что такое философия и чем она должна заниматься. Книга завершается призывом к тому, что пора перезагрузить философию.
В первой части ‘Открытые вопросы философии‘ Флориди ищет такой подход к философии, который бы позволил исключить ‘вандализм’ Юма. Речь идет о знаменитой цитате, которой Дэвид Юм завершает ‘Исследование о человеческом разуме‘ (глава Об академической, или скептической, философии):
‘Если, удостоверившись в истинности этих принципов, мы приступим к осмотру библиотек, какое опустошение придется нам здесь произвести! Возьмем в руки, например, какую-нибудь книгу по богословию или школьной метафизике и спросим: содержит ли она какое-нибудь абстрактное рассуждение о количестве или числе? Нет. Содержит ли она какое-нибудь основанное на опыте рассуждение о фактах и существовании? Нет. Так бросьте ее в огонь, ибо в ней не может быть ничего, кроме софистики и заблуждений!’
Флориди также рассматривает других философов, которые в духе Юма любят вести огонь по своим. Основная проблема с таким подходом, по мнению Флориди, заключается в том, что если следовать совету Юма буквально, то придется сжечь книги самого Юма, а также других философов, рассуждающих в таком духе.
Флориди вводит понятие открытого вопроса. Он рассматривает его на примере обсуждения Алисы и Боба о том, когда организовать вечеринку, в пятницу или в субботу. Открытому вопросу противопоставляются вопросы, ответы на которые при достаточной степени информированности являются однозначными, например «Сколько людей было на вечеринке?» . В отличие от этих вопросов любой уровень информированности не мешает вернуться к рассмотрению открытых вопросов снова и снова, при этом рассмотрение открытых вопросов не приводит к софистике и заблуждениям. Другими словами, открытые вопросы являются нормативными (как должно быть) и их нельзя свести к вопросам, которые обсуждают то, что есть. Флориди отмечает, то это один из тезисов Юма: «должно» не сводится к «есть» . Рассмотрение открытых вопросов приводит Флориди к заключению, что основной задачей философии является концептуальный дизайн.
Другие тезисы Флориди, озвученные в первой части:
- Конструкционизм вместо конструктивизма;
- Реляционность вместо релятивизма;
- Конструкционизм основывается на прагматизме;
- Конструкционизм не сводится к натурализму.
Флориди достаточно подробно рассматривает, что означает несводимость к натурализму. Он доказывает, что рассмотрение нормативности и семантики требует выхода за пределы натурализма.
Во второй части книги «Философия как концептуальный дизайн» Флориди более подробно развивает идеи, представленные в первой части. Флориди начинает с рассмотрения восприятия и утверждений других людей в роли поставщиков данных. Флориди подчеркивает связь его идей с кантианством — человек находится в мире феноменов, которые вызываются вещами в себе. Он считает, что появление мира феноменов оказывается возможным в результате того, что люди является естественными хакерами, которые каким-то образом в ходе обработки данных (сенсор — работа нейронной сети — действие) умудряются выйти за пределы обычной схемы. Флориди также называет это свойство прекрасным глюком.
Мне понравилось использование терминов «хакер» и «глюк» при рассмотрении сознания. Если уподоблять человека искусственной нейронной сети, то «хакер» и «глюк» являются неплохими метафорами для сознания, поскольку других путей для появления сознания в нейронной сети трудно себе представить. Отмечу, что позиция Флориди в моей терминологии эквивалентна теории виртуального мира.
Флориди уделяет большое внимание проблеме скептицизма (мир — матрица, сон, и т.д). Он утверждает, что радикальный скептицизм не приводит ни к каким проблемам, поскольку эпистемологически он оказывается безвредным. Умеренный скептицизм, с другой стороны, является полезным.
Мне понравилась глава, в которой Флориди рассматривает знание деляющего (maker’s knowledge). Флориди рассматривает следующую ситуацию: Алиса делает ход пешкой в игре с Бобом. Боб видит ход, сделанный Алисой и сообщает об этом Кэрол. Три человека получают информацию о ходе пешкой, но это разные информации. Флориди разбирает и анализирует эти отличия.
Книга неплохо написана. Флориди считает, что разделение на континентальную и аналитическую философию исчезает и что его книги написаны с перспективы преодоления такого разделения. Он хорошо знает историю философии и в то же время постоянно опирается на логические рассуждения. Можно вполне проследить рассуждения автора, узнать о взглядах других философов и найти интересные цитаты. В целом, книга Флориди является достойной очередной попыткой решить неразрешимые вопросы.
Информация
Luciano Floridi, The Logic of Information: A Theory of Philosophy as Conceptual Design, 2019.