Теория виртуального мира Лучано Флориди

Кратко опишу каким образом Флориди представляет себе процесс восприятия. Начало достаточно обычное: предполагается, что агент взаимодействует со средой посредством сенсомоторных взаимодействий, что в свою очередь приводит к появлению данных.

The Interactions Agent-System elicit Data as Signals at a Bodily LoAs

Данные обрабатываются на некотором уровне абстракции (LoA = Level of Abstraction), который представляет из себя интерфейс для работы с исходными данными. На рисунке выше агент включает в себя обработку данных на определенном уровне абстракции, память и представление о своем теле, как интерфейсе взаимодействия с системой. Для полноты картины необходимо добавить, что данные приходят как сигнал s, который относится к референту r в состоянии φ.

Флориди говорит, что такой картины недостаточно для нахождения семантики и смысла — с его точки зрения введение смысла и семантики в рамках натурализма невозможно. Поэтому он расширяет схему следующим образом.

The Construction of Perceptual Information

Флориди предполагает, что человек может использовать приходимые данные в других целях (repurpose), а именно для создания семантики и смысла (нижняя часть рисунка). В результате непонятных процессов, которые Флориди сравнивает с хакерством, человек создает осмысленную информацию (внизу в середине рисунка) — референт для человека находится в состоянии F. Следует обратить внимание, что человек не имеет непосредственного доступа к исходной системе и поэтому возникает вопрос, каким образом информация, созданная человеком, соотносится с миром (какова связь F и φ). Ответ Флориди связан с прагматизмом — раз все работает, то взаимная информация между φ(r) и F(r) должна быть максимально. Именно поэтому можно говорить о соответствии между моделями, создаваемыми в ходе функционирования человека и внешним миром. Тем не менее, такой процесс в отдельных случаях (например, при шизофрении) может приводить к проблемам.

Рассмотрим ситуацию, когда перед человеком находится красный объект. На картинке выше все атрибуты объекта, наблюдаемые человеком (красное, форма и т.д.), соответствуют F, а не φ. Последнее остается вещью в себе, а человек имеет доступ исключительно к феноменальному миру F, который создается в ходе функционирования организма человека. Например, для самого человека не остается никаких сомнений, что он видит красное. Это утверждение изображено на рисунке как то, что вероятность видения красного P(F(r)) для человека равна единице.

Важно отметить, что Флориди считает, что картинка выше может сработать только в коллективе агентов, у которых есть общий язык:

Perception, Testimony, and Language

Видно, что каждый агент живет в своем виртуальном мире и только язык способен соединить все виртуальные миры в один единый коллектив.

В заключение отмечу, что Флориди не считает, что внешний мир похож на феноменальный мир. Он предлагает перейти к информационному реализму: на фундаментальном уровне внешний мир (вещи в себе) состоят исключительно из структур. Физические и математические объекты создает человек в феноменальном мире и их не следует переносить на внешний мир. Между физическими и математическими объектами и фундаментальными структурами есть определенное структурное соответствие (прагматизм), но это, пожалуй, все, что можно сказать о внешнем мире.

Прочтение Флориди привело меня к заключению, что теория виртуального мира вполне совместима с кантианством. Единственное, что осталось непонятым, это сколько виртуальных миров можно обнаружить у самого Канта: один (все люди находятся в одном виртуальном мире) или N (где N — это число людей), как у Флориди .

Информация

Luciano Floridi, The Logic of Information: A Theory of Philosophy as Conceptual Design, 2019. Chapter 4. Perception and Testimony as Data Providers, 10. The Constructionist Interpretation of Perception and Testimony.

См. также: Luciano Floridi, Perception and Testimony as Data Providers. Рисунки взяты именно отсюда.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/212317.html


Опубликовано

в

,

©