Ю. Ф. Родиченков: Двадцать веков алхимии

Жан де Мен, Роман о Розе (13-ый век):

‘И все ж Алхимия — искусство,
Что б нам ни говорили чувства;
Алхимии специалист —
Художник и натуралист.
Лишь тот, кто знаньем обладает,-
С телами чудо совершает:
Алхимия секрет нашла
Того, как превращать тела!’

В книге Юрия Федоровича Родиченкова «Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней» дается обстоятельное изложение истории алхимии. Вначале рассмотрено, что такое алхимия и какие представления лежат в ее основе. Далее рассказывается об алхимии в поздней античности и арабском мире, а затем большая часть книги повествует о западноевропейской алхимии в средние века, Возрождении и во времена научной революции семнадцатого века. Интересно отметить, что расцвет алхимии связан именно со временем начала научной революции. Книгу завершает обзор алхимиков девятнадцатого и двадцатого веков. В книгу также включено приложение с переводами текстов ряда алхимиков.

Алхимия как предмет связана с определенными философскими возрениями, связанными с именем Гермеса Трисмегиста — герметической традиции, которая возникла в начале нашей эры, и поэтому рождение алхимии относят именно к этому времени. Радикальное отличие современного мировоззрения приводит к тому, что достаточно непросто представить себе, как люди в принципе могли мыслить таким образом. В этом, пожалуй, основная заслуга книги — она не оставляет сомнений в том, что образованные люди мыслили именно так и что герметическая философия являлась значительной частью культуры тех времен.

Карл Юнг предложил психологическую интерпретацию алхимии, связав алхимические превращения с внутренней трансформацией человека. Юнг нашел аналогию между символикой в алхимических трактатов и символами, возникающих во снах и галлюцинациях пациентов, и связал это с глубинными архетипами сознания. В этом духе могу предложить такую интерпретацию прочитанного. Если теория разрешает проведение тех или иных процессов и человек искренне верит в правильность теории, то вполне естественны попытки этого человека осуществить те самые процессы. Далее, глубинные психологические процессы (если хотите, особенности мозга, сформировашегося в саванных Африки) приводят к тому, что человек начинает верить, что желаемое уже стало реальностью.

Приведу один пример, связанный с палингенезией, интерес к которой появился в 16-ом и 17-ом веках, то есть во времена научной революции семнадцатого века. Отмечу, что в то же время велось оживленное обсуждение симпатического лечения, которые было связано с убеждением образованных людей, что между оружием и нанесенной им раной в человеке существует особенная связь — поэтому нанесение специального порошка на оружие вполне может исцелить рану в человеке.

Палингенезия — это процедура восстановления сожженого биологического организма из пепла (алхимический ответ Второму началу). Приведу описание процесса возрождения раков, которое дал английский алхимик сэр Кенелм Дигби (1603 — 1665) и который утверждал, что он сам успешно проводил такую операцию (см. также Возродить из пепла: можно ли победить смерть?):

‘Как возродить раков.

Первым делом следует принять во внимание: чтобы эта операция увенчалась успехом, ее нужно делать на растущей ☽, под знаком Рака, если возможно, или хотя бы по каким-либо другим водным знаком.

Возьми несколько раков, найденных в ручьях или реках, все они должны быть живыми; раздели их на две части, помести одну часть в глиняный горшок, не глазированный, плотно закрой его крышкой или другим горшком, замажь хорошенько. Кальцинируй их семь или восемь часов на сильном огне, пока они не сгорят полностью так, чтобы их можно было растереть в порошок в мраморной ступке. Затем возьми вторую часть (все еще живых) раков и кипяти их в речной воде, подобной той, откуда они были взяты. Слей воду, когда остынет, в сосуд из дерева или глины. А в эту воду объемом до полного ведра, засыпь с половину пригоршни порошка, полученного из тех самых сожженных раков, хорошо перемешай палочкой и дай отстояться, уже совсем не перемешивая. Через несколько дней ты увидишь, что в воде появится множество на вид мельчайших частиц, двигающихся в воде, из которых выводятся раки. Когда увидишь, что они выросли до размера небольшой пуговицы, корми их телячьей кровью, вливая время от времени понемногу в воду в сосуде, что позволит ракам вырасти до их естественного размера. Имей в виду, что перед тем, как залить воду в сосуд, ты должен сперва положить туда песок так, чтобы дно было покрыто его слоем толщиной в палец’.

В заключение отмечу, что в истории алхимии был период, который противоречит концепции доминирования мужчин в истории науки — на первом этапе развития алхимии женщины работали наравне с мужчинами:

‘Вообще интересен факт, что в греческих алхимических источниках нередко фигурируют женщины, часто и в качестве авторов. Для арабской и западноевропейской алхимии высокого средневековья такая ситуация не очень характерна.’

В книге описаны несколько женщин-алхимиков. См. например, Алхимия Клеопатры: хризопея и уроборос.

Информация

Ю. Ф. Родиченков, Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней, 2019.

Канал Ю. Ф. Родиченкова Тайны алхимии

https://zen.yandex.ru/id/5ae066215f4967204194b4bb

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/228829.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/1884281488372928


Опубликовано

в

©

Метки: