Христианство — разное

14.06.2022 Эдипов комплекс в средневековье

Увидел перевод М. Л. Гаспарова ‘Рассказа о папе Григории‘.  Как пишут, эту историю в средние века использовали проповедники:

‘Предлагаемый перевод – это одна из новелл знаменитого латинского сборника первой половины XIV века «Римские деяния» («Gesta Romanorum») . Сборник этот составлялся как пособие для проповедников, которым бывало нужно занимательным рассказом привлечь внимание рассеянных слушателей, а потом неожиданным истолкованием обратить это внимание им на душеспасительную пользу. Поэтому каждый из (приблизительно) 180 рассказов этой книги состоит из двух частей – повествования и нравоучения («приклад» и «выклад», по терминологии русских переводчиков XVII века).’

https://arkdv.livejournal.com/62402.html

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/286644.html

06.10.2021 Исповедный вопросник о блуде

В средние века были специальные вопросники для батюшек, чтобы они не забыли опросить важные вещи на исповеди. Трита нашел такое объяснение:

‘В рукописях встречаются тексты, говорящие о том, что за нераскаянные грехи понесет наказание не только сам грешник, но и тот духовник, на исповеди у которого кающийся скрыл прегрешения. Поэтому духовник был заинтересован в том, чтобы пришедший на исповедь грешник рассказал обо всем.’

Так вот, в этих вопросниках было немало вопросов о блуде:

‘вопросы о блуде занимали центральное положение, им уделялось порой до ⅔ общего объёма текста, а иногда и больше.’

‘Обязательными были вопросы о блуде (половых отношениях неженатых, свободных людей), прелюбодеянии (внебрачных половых отношениях состоящих в браке или монашествующих, поскольку монашество приравнивалось браку), кровосмешении, гомосексуальных отношениях, малакии (рукоблудии или онанизме), скотоложстве, анальном и оральном сексе.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/266243.html

28.08.2017 Карл Маркс глазами теологии освобождения

Теология освобождения создана католическими священниками Латинской Америки. Приведу одну цитату, которая описывает отношение ряда сторонников теологии освобождения к Карлу Марксу:

‘Т. Форкадес, «красная монахиня», завершила свою речь в Каракасе 21 августа 2012 г. следующими словами: «Тот факт, что фигура Маркса была подвержена разнообразным историческим искажениям и противоречивым трактовкам, не означает, что мы должны воспринимать его как богослова, однако, он является автором, в творчестве которого присутствуют идеи, принадлежащие первоначальному христианству, что, в свою очередь, объясняет, почему идеи самого Маркса уместны в богословских построениях». Ее представление об основоположнике марксизма сформировалось под влиянием книги Э. Дусселя «Теологические метафоры Маркса», который настаивал на том, что фактическими учителями Маркса были немецкие пиетисты, у которых он заимствовал их представления об антихристе, о приоритете практики перед учением и возможность противостояния властям, если власти придерживаются ошибочного вероучения.’

П. В. Крылов, «Теология освобождения» и взгляды ее представителей на концепцию мировой истории, Религия. Церковь. Общество, 2012.

Я услышал про теологию освобождения:

William R. Cook, The Catholic Church: A History, Lecture 34, The Challenges of New Theologies

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/164531.html

28.11.2017 Молот ведьм: житейские истории

Слушал про преследование ведьм. Рассказали, что одно из главных произведений Молот ведьм (1486-1487 гг.) содержит много житейских историй. Приведу одну из них, вполне можно сказать, что Фрейд отдыхает.

‘Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнёзда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: «Нет, этот не тронь, и при этом добавила, он принадлежит одному попу».’

Отмечу удачный современный английский термин: The Witch Craze.

Молот ведьм / Я. Шпренгер и Г. Инститорис; Пер. с лат. Н. Цветкова, предисл. проф. С. Г. Лозинского и проф. М. П. Баскина, статья С. Г. Лозинского. ОГИЗ ГАИЗ Атеист, 1932.

Я услышал про Молот ведьм: Teofilo F. Ruiz, The Terror of History: Mystics, Heretics, and Witches in the Western Tradition, Lecture Twenty, The Witch Craze and Misogyny

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/171628.html

26.08.2017 Особенности христианства в условиях жаркого климата

Переведу пару цитат из статьи про христианизацию Конго.

‘Другую сторону христианизации в Конго — подавление греховных привычек — лучше всего можно показать при рассмотрении брака. В Европе моногамный брак, освященный религиозной церемонией, был достаточно закреплен для того, чтобы рассматривать его фундаментальной частью христианства. Тем не менее, брак, как социальный институт, не был подвержен столь теологической нагрузке. В мире шестнадцатого и семнадцатого веков достаточно было различать типы сексуального единения и обозначить один из них как брак для преодоления проблем, связанных с полигамностью в Конго. В самом начале христианизации в Конго наличие множества жен рассматривалось как главный барьер христианству в Конго. Информанты Алессандро Цорци (Alessandro Zorzi) говорили ему в 1515, что «король и его люди рады наблюдениям любого обряда христианства за исключением того, что связано со страстью, поскольку они хотят по своему желанию определять количество жен». Цорци подобно многим людям того времени связывал такое поведение с жарким климатом.  Альфонсо должно быть знал это, поскольку он обратился в Рим с просьбой разрешить его священникам жениться (разрешение, сделанное для маронитов Ливана) на основе того, что в тропическом климате обет безбрачия невозможен. Поскольку в обществе Конго у жен в полигамном браке был неравный статус, то знать Конго просто закрепляло христианским обрядом брак с главной женой, а остальные жены рассматривались как наложницы. Эти жены назывались «mancebas» (наложницы) и это слово стало частью языка священников.’

‘Несмотря на то, что это противоречило христианскому закону, Церковь должна был согласиться с такой практикой, продолжая ее критиковать. Действительно, в Конго, как и в Европе, христианские священники критиковали высшее общество за с их точки зрения чувственную и греховную жизнь. Но они не могли и не рассматривали эту практику как не христианскую …’

John Thornton, The Development of an African Catholic Church in the Kingdom of Kongo, 1491-1750, The Journal of African History, Vol. 25, No. 2 (1984), pp. 147-167.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/164296.html

18.04.2015 Джотто и ростовщик

Реджинальдо Скровеньи был известным ростовщиком в Падуе. В Божественной комедии Данте встретился с ним в седьмом круге аде (песнь семнадцатая, ‘Свинью, чреватую и голубую’ является описанием герба семьи Скровеньи):

‘Один, чей белый кошелек являл
Свинью, чреватую и голубую,
Сказал мне: «Ты зачем сюда попал?

Ступай себе, раз носишь плоть живую,
И знай, что Витальяно, мой земляк,
Придет и сядет от меня ошую.

Меж этих флорентийцев я чужак,
Я падуанец; мне их голос грубый
Все уши протрубил: «Где наш вожак,

С тремя козлами, наш герой сугубый?».
Он высунул язык и скорчил рот,
Как бык, когда облизывает губы.’

Сын Реджинальдо, Энрико Скровеньи также был удачным банкиром и ростовщиком. Он однако не горел желанием попасть ад и с этой целью заказал семейную капеллу, где должен был покоиться его сакрофаг. Для росписи капеллы был приглашен Джотто, бывший в то время уже известным художником. Для исключения всяких сомнений на фреске Страшный суд был изображен сам Энрико Скровеньи, который передает капеллу в дар церкви. Видно, что ангелы благосклонно принимают дар Энрико.

Фрагмент хорошо показывает нехитрую логику средневековых взаимоотношений. Все понимали, что избежать искушения в бизнесе практически невозможно. Но с другой стороны, все также понимали, что деньги после смерти уже не играют такой роли, как при жизни. Поэтому использование части денег на создание прекрасного всем шло на пользу: люди имущие получали уверенность при переходе в мир иной, церковь получала новые и красивые церкви, творческая интеллигенция была при деле и явно не оставалась в накладе. Важно отметить, что при этом потомки получили прекрасную культурную ренту. Просто непонятно, против чего так протестовал Лютер.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/314641.html

02.11.2014 Фильм Лилианы Кавани о средневековом хиппи

Мне нравятся исторические фильмы, мне нравится фильм Кавани Ночной портье, в одной книге францисканцы были сравнены с хиппи. Все вместо взятое вызвало мой интерес к фильму Лилианы Кавани Франциск о жизни Франциска Ассизского. Ожидания не были обмануты и достаточно длинный фильм прошел на одном дыхании.

Вроде бы вздорная идея находит поклонников и вот возникает целое движение. Что в свою очередь показывает обманчивость априорного представления о вздорности.

Интересно, был ли в православии аналог францисканцев? Юродивые?

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/67294.html

Ответ az118:

‘нет, юродивые явление иного порядка (инд.земное безумие, ибо душа уже в царствии небесном), хотя исток один.

православный аналог францискианцев — нестяжатели, сторонники бедной Церкви и оппоненты иосифлянцев, отстаивавших необходимость богатых монастырей (при личной бедности монахов) для помощи бедным мирянам. В обоих случаях — францискианцев и нестяжателией — имеется организация (орден или типа него), подчиненная земной Церкви, а юродивые как бы в Церкви небесной.’

04.03.2014 Христианство мешает развитию демократии?

Я искал в Рунете комментарии о книге ‘Разум и Мир‘ Томаса Нагеля. На глаза попалось заметка r-pushkin на совсем другую тему. В тексте меня крайне поразил следующий абзац.

‘Или возьмем бывшего декана Йельского колледжа историка античности Дональда Кагана (Donald Kagan). Недавно он пожаловался журналисту Wall Street Journal Мэтью Камински (Matthew Kaminski), что демократия, по-видимому, исчерпала свои ресурсы в Америке и в целом на Западе, так как истощилась питавшая Запад этика. Что же эта за этика? «Римляне не стеснялись сокрушать любых врагов, больших или малых», а США выиграли две мировых войны и упорно «устанавливали и защищали нынешний мировой порядок, однако последние конфликты были неудачными или приводили к неубедительным результатам». Проблема в том, что «наша культура не дает нам вести себя рационально в тех случаях, когда рационально действовать жестко». Эта культура «негибкое христианство» с его пацифистскими тенденциями. «Кто еще исповедует религию, требующую «подставлять другую щеку»? Кто о таком слышал? Хочешь подставлять другую щеку выходи из игры и иди домой».’

Я не поверил своим глазам. Неужели человек в здравом уме может такое сказать? Оказалось, что да:

Matthew Kaminski, Democracy May Have Had Its Day: Donald Kagan, Yale’s great classicist gives his final lecture, fighting as ever for Western civilization, Wall Street Journal, April 26, 2013.

Вот так-то. По-моему было бы неплохо отправить Дональда Кагана и его почитателей в древний Рим поработать гладиаторами. Это помогло бы получше узнать о демократии и способах ее защиты.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/37214.html

23.11.2013 Папы римские в аду

Одна из глав книги Thomas Cahill, Mysteries of the Middle Ages: And the Beginning of the Modern World (Hinges of History) посвящена Данте. В Божественный комедии Данте поместил в ад ряд пап римских, а также ряд других священников высоких рангов, приближенных к святому престолу. Меня заинтересовало отношение католической церкви к данному эпизоду в творчестве Данте.

Представьте себе, чтобы поэт в недавнем светлом прошлом поместил в своем произведении в ад ряд видных работников партии и описал бы, что с ними там творят черти. Реакция партии и правительства на такое надругательство была бы, по-моему, однозначна. Я кстати не хочу сказать, что при Романовых ситуация была бы лучше. Если вам больше нравится, представьте себе, что в царской России поэт поместил бы в ад царственных особ и высших чинов духовного сана.

Мои поиски в Интернете привели к следующей информации (Heresy, sedition, obsenity. The book challenged. Cabinet 7: The Italians)

В свободном переводе:

‘Классическая Божественная Комедия Данте была впервые напечатана в Фолиньо в 1472. Несмотря на то, что Данте поместил  коррумпированных пап в восьмой круг ада и допустил оскорбления папы Бонифация VIII, его произведение не было запрещено в Италии. Божественная Комедия считалась однако оскорбительной в Португалии и Испании. В 1581 году португальские власти постановили вычеркнуть обидные места во всех копиях, а испанский индекс запрещенных книг 1612 года включил в себя три отрывка из поэмы. Ранее, в 1497 году Савонарола сжег Божественную Комедию вместе с другим трактатом Данте в так называемом костре тщеславия.’

Получается, что те времена нравы были пожалуй помягче, чем в просвещенное время.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/311619.html

02.11.2013 Папа Сильвестр II: ученый или чернокнижник?

Впечатления от книги Nancy Marie Brown, The Abacus and the Cross: The Story of the Pope Who Brought the Light of Science to the Dark Ages

Книга посвящена Герберту Орильякскому, который в конце жизни вступил на папский трон и стал Сильвестром II. Жизнь героя опутана легендами, где он представлен магом и чернокнижником. С этой стороны он описан на многих российских сайтах, например

‘Чтобы достичь цели, Герберт продал свою душу дьяволу, а взамен получил престол Римского папы. Теперь уже папа Сильвестр Второй беззастенчиво использовал свое положение в личных целях. Современники утверждают, что Герберт вошел в плотский союз с дьяволом. Его сопровождал повсюду дух в облике черной лохматой собаки. Многие считали, что он был способен ослеплять своих недругов и при помощи некромантии находить спрятанные сокровища.’

Автор книги описывает своего героя как выдающегося ученого десятого века. Герберт Орильякский принес в Западную Европу арабскую систему счисления, абак, основанный на арабской системе, астролябию. Он был известным математиком своего времени и проводил многочисленные астрономические наблюдения. В конце книги есть интересное рассмотрение кто и когда в европейской истории представлял Сильвестра Второго колдуном, а кто считал его ученым.

Как обычно бывает, автор очарована своим героем и ряд высказываний о нем пожалуй можно отнести к преувеличениям. Тем не менее, книга дает неплохое представление о жизни в Западной Европе в конце 10 — начале 11 века во времена императоров Оттона Первого, Второго и Третьего. Например, очередной Оттон приходит в Рим с войсками и ставит на папский престол своего папу. После его ухода итальянская знать выгоняет папу, поставленного императором, и ставит своего папу (антипапу). Далее процесс повторяется — Оттон возвращается, дает знать, кто в Риме начальник, уходит, антипапа выгонят папу, и т.д.

Герберт получил знания от арабов, которые в то время властвовали в Испании. Развитие науки в те времена происходило своеобразно. В Восточной Римской империи официальным был греческий язык, соответственно можно было бы ожидать, что знания древних греков должны быть  приумножены именно в Византии. Тем не менее, расцвет науки в седьмом — одиннадцатом веке наблюдался не в Византии, а в арабском мире.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/26679.html


Опубликовано

в

,

©