В сборнике статей ‘Метафизика и математика‘ третья часть содержит статьи физиков: ‘Физики о соотношении математики и физики‘. Ниже выписаны цитаты, которые показывают, что получается, когда физиков приглашают поговорить о метафизике.
Ю. С. Владимиров, Физика, метафизика и математика.
Взгляды Владимирова связаны с особым положением в метафизике числа три. Он предлагает концепцию развития физики от троичной редукционистской физической картины мира в рамках триалистической парадигмы к триединой монистической парадигме.
‘Точно так же можно говорить о триединстве и в других двух сторонах свободной теософии, в том числе и в науке, причем эти три стороны также соответствуют трем сторонам единого целого, а также трем типам философии. Легко понять, что таковыми должны выступать математика, физика и метафизика. При этом математика соответствует идеализму как раздел науки, оперирующий с идеальными объектами, физика — материализму, а метафизика в какой-то степени может быть сопоставлена с мистицизмом.’
‘Троичность ярко выражена и в главном уравнении классической механики — во втором законе Ньютона: mа = F. В его трехчленной формуле масса m является характеристикой категории частиц (тел), ускорение а соответствует категории пространства-времени, а стоящая справа сила категории полей переносчиков взаимодействий.’
Главная роль построения монистической парадигме Владимиров отводит физике.
‘Осмелимся выразить сомнение в возможности достижении системы единого знания со стороны теологии или философии. Есть все основания полагать, что эта задача может быть решена «положительной наукой», в которой, как уже отмечалось выше, также выделяются три стороны, среди которых назывались физика, метафизика и математика. Изложенное выше можно понимать, как путь к единой теории со стороны фундаментальной теоретической физики с использованием адекватного математического аппарата.’
Ю. И. Кулаков, Концепция двух миров.
‘вещественный мир — это мир материальных объектов, воспринимаемых через узкую щель наших ощущений. С другой стороны, его прообраз — мир высшей Реальности — это мир реальных структур, воспринимаемых нашим сознанием как глубинный смысл, как первичные принципы и законы, как симметрия, как красота и гармония нашего мира.’
‘Они [структуры] существуют объективно — их можно изучать, классифицировать, устанавливать между ними многочисленные связи. Они не являются свободным порождением человеческого разума; их нельзя придумать, их можно только открыть, подобно тому, как мы открываем новые элементарные частицы.’
‘Согласно гениальному предвидению Платона подлинную основу мироздания составляют не поля и элементарные частицы, а более первичные, более фундаментальные и более абстрактные сущности — структуры, объективно существующие в мире высшей Реальности.’
Отмечу, что у Кулакова есть книга ‘Теория физических структур‘ — она упоминалась несколько раз в других статьях. В ней описан ‘Универсальный физико-геометрический код, с помощью которого по Единому Плану записываются все фундаментальные законы физики.’
А. К. Гуц, Метафизика времени и реальности.
‘Таким образом, сознание:
1) созидает миры (пространства-времена);
2) наблюдает, воспринимает эти миры.
В первом случае созданный мир — это совокупность событий, которые «взаимодействуют», т. е. это мир, наполненный субстанцией. Последнее проявляется в форме искривления пространства-времени. Получаются миры, кривизна которых определяет присущий им причинный порядок. «Созидание миров» — это неизбежное их ветвление, т. е. созидается сразу множество параллельных миров.’
А. П. Ефремов, «Отраженное воплощение» математики.
‘Эти многочисленные «кватернионные совпадения» (а открыты, конечно, еще не все) показывают, что в самой структуре математики может содержаться запись физических законов, ранее возникших и сформулированных в информационных системах человека в результате логических действий (осмысления эмпирических данных) и/или полученных трансцендентно (открытых эвристически). … Важен и очевиден другой факт: тайное учение Пифагора о неком первенстве чисел сегодня, спустя два с половиной тысячелетия, вдруг снова становится актуальным. Постепенно выясняется, и это уже вопрос не только религиозной или научной веры, что «За» физическим миром оказывается его идеальный метафизический двойник — математика.’
‘Математика — синтез высших абстракций. Она существует объективно и всегда, как объективен и вечен физический мир — в любых известных и пока не известных его проявлениях. Математика, безусловно, не создается, но открывается; не сразу, а постепенно, по мере взросления человечества и повышения качеств составляющих его информационных систем. Математика не только описывает но, по всей видимости, и содержит в себе как зеркальное отражение глубинную суть вещей и явлений, как вещам явлениям имманентны структуры и закономерности, сущностно отражающие содержание различных областей и разделов математики. Математика — один из тех немногих объектов вселенной, присущая которым абсолютная информация порождает тождественную себе информацию сознания.’
Д. Г. Павлов, Число, геометрия и физическая реальность.
‘Несмотря на то, что большинство ученых, оценивая роль физики и математики в отношении познания человеком окружающего мира, на первый план выдвигают практический опыт и эксперимент, т. е. исходят из первичности физических построений, за которыми лишь в качестве инструмента для описания следуют специально подобранные математические конструкции, некоторые исследователи убеждены в возможности и целесообразности прямо противоположного подхода. То есть, когда не опыт выступает источником идей и представлений ученого об окружающем его мире, а сама математика, причем в лице наиболее красивых и простых своих элементов. Конечно же, такой подход применим далеко не всегда, а лишь в отдельных и достаточно редких случаях, однако тем ценнее должны представляться те знания о Вселенной, для которых достаточно абстрактных математических структур.’
Р. Ф. Полищук, Математика как часть физики.
‘Человек разумный начинается там и тогда, где и когда он с несуществующим начинает действовать, как с существующим, т. е. начинается с мифа. Миф как виртуальное пространство культуры расчленяется в дальнейшем на искусство, религию, науку и философию. Наука есть развивающееся понятие. Человек есть ноосферная часть биосферы, которая, в свою очередь, есть часть Земли как небесного тела. Человек — космическое существо, рожденное космосом по закону космоса.’
‘Эволюция определяется принципом экстремума действия: сложение всех возможных путей эволюции, переводящих одно состояние Вселенной в другое, приводит к взаимной компенсации почти всех путей и к выживанию с наибольшей вероятностью пути, отвечающего экстремуму действия. Так в хаосе звуков скрипичной струны выживают только резонансы (мера резонансов равна нулю в множестве всех колебаний), тон, как беспорядок-хаос рождает порядок-космос, гармонию, симметрию.’
‘Развивается сама система понятий, и рождение новой парадигмы, включающей парадигмы прежние как встроенные блоки новой конструкции, влечет глубокое смысловое преображение всей картины мира. Это расширение горизонта будет также обнаружением более глубокого единства новой физики, включающей в себя и математическую историю социума как части Вселенной.’
Информация
Метафизика. Век XXI. Выпуск 4. Метафизика и математика, 2011. Часть III. Физики о соотношении математики и физики.