Прочитал книгу Ли Дугаткина ‘Принц эволюции: Приключения Петра Кропоткина в науке и политике‘. Книга прекрасно написана, в ней кратко излагается жизнь князя Кропоткина и его идеи, связанные с ролью взаимопомощи в ходе эволюции. Яркая цитата Кропоткина, которая хорошо выражает его взгляды:
‘Муравьи, птицы, сурки … не читали ни Канта, ни Отцов Церкви, ни Моисеева закона. А между тем у них у всех то же понимание добра и зла. Откуда это? Та или другая религия, то или другое таинственное представление о совести ни при чем в этом понимании добра и зла. Оно составляет естественную потребность всех животных видов, выживающих в борьбе за существование. И когда основатели религий, философы и моралисты толкуют о божественных или о метафизических сущностях, они только повторяют то, что на деле практикует всякий муравей, всякая птица в своих муравьиных или птичьих обществах.’
Приведу несколько цитат из перевода статьи Дугаткина ‘Русский князь и анархист, бросивший вызов теории эволюции‘:
‘Опубликованная Дарвином работа Происхождение видов вызвала острые споры и мощные баталии. Самая известная из них шла между наукой и религией, но были и диспуты внутри самой науки. Один из самых ожесточенных споров был о том, чему отдает предпочтение естественный отбор: сотрудничеству или соперничеству. Сражения на эту тему продолжаются до сих пор. И на протяжении 100 лет не было такого человека, который бы столь активно пропагандировал изучение эволюции сотрудничества, как Петр Кропоткин.’
‘Приключения Кропоткина за пять лет жизни в Сибири стали темой не одного фильма. Он проехал по Сибири 80 тысяч километров …
Кропоткин ждал, что увидит там жестокий и беспощадный мир дарвиновской борьбы за выживание. Он искал его проявления повсюду — и ничего. «Я не сумел ничего найти, — писал Кропоткин, — хотя ревностно искал эту жестокую борьбу за средства к существованию среди животных одного вида, которую большинство дарвинистов (хотя не всегда сам Дарвин) считали доминирующей характеристикой борьбы за выживание и главным фактором эволюции».
Вместо этого он увидел взаимопомощь — причем везде. «Во всех этих сценах животной жизни, проходивших перед моими глазами, я видел взаимную помощь и взаимную поддержку, доведенные до таких размеров, что невольно приходилось задуматься над громадным значением, которое они должны иметь в экономии природы для поддержания существования каждого вида, его сохранения и его будущего развития», — писал Кропоткин. ‘
‘Он также был готов бросить вызов ортодоксальным взглядам биологов, говоривших о том, что естественный отбор ведет исключительно к борьбе и соперничеству. Кропоткин оставался дарвинистом, причем несгибаемым, однако он считал, что процесс естественного отбора, особенно в таком суровом климате как сибирский, может привести не только к соперничеству, но и к взаимной помощи.’
‘Но основной вклад Кропоткина в науку состоял в том, что он одним из первых оспорил преобладавшие на то время дарвиновские принципы, гласившие, что эволюция это только соперничество и выживание самых злобных.
Сегодня каждый год выходят сотни работ о том, как помогают друг другу животные, и многие из них показывают, что Кропоткин был своего рода пророком.’
Кропоткин считал, что изучение природы помогает найти идеальное устройство общества. В этом отношении я стал лучше понимать высказывание Поля Фейерабенда в статье ‘Как защитить общество от науки‘:
‘Наука и просвещение — это одно и тоже, даже самые радикальные критики общественного устройста так полагали. Кропоткин хотел низвергнуть все традиционные институты и формы веры за исключением науки.’
Что ж, вера в прогресс и науку — это неотъемлемая часть европейской культуры конца девятнадцатого начала двадцатого века. Возможно именно поэтому взгляды Кропоткина пользовались такой популярностью. Например, Бертран Рассел писал:
‘Какая система была бы лучшей с точки зрения свободы? В каком направлении должны были бы мы желать движение прогресса? … У меня нет сомнений, что лучшая система была бы не так далеко от той, проповедуемой Кропоткиным.’
В заключение отмечу, что книга Кропоткина Взаимопомощь как фактор эволюции (Mutual Aid: A Factor of Evolution) пользуется популярностью до настоящего времени: более двух тысяч цитирований согласно Google Scholar.
Информация
Lee Alan Dugatkin, The Prince of Evolution: Peter Kropotkin’s Adventures in Science and Politics.
Перевод статьи Lee Alan Dugatkin, The Russian Anarchist Prince Who Challenged Evolution: Русский князь и анархист, бросивший вызов теории эволюции. 05 ноября 2012.
Обсуждение
http://evgeniirudnyi.livejournal.com/142177.html
04.01.2017 Тимофеев-Ресовский о Кропоткине
‘А я-то случайно родственник этого анархиста, потому что этот самый пан князь Кропоткин — т.е . «анархист”, он двоюродный братец моей бабушки. Причем младше моей бабушки значительно. Так что, когда он вернулся в 17-м году в Москву, потом я еще до его смерти с моей бабушкой несколько раз бывал у него на Пречистенке. И ел подаренное ему Лениным малиновое и вишневое варенье с чаем, и было очень занятно. Это был настоящий барин. Я был студентиком. Спорил с ним тогда я насчет дарвинизма. Я тогда не допонял его книжки «Взаимопомощь как фактор в борьбе за существование” — это очень умная книжка. Действительно, взаимопомощь — это важнейший фактор в борьбе за существование в естественном отборе. Было занятно. Он старый барин, ему было за 70 лет что ли там, настоящий такой джентльмен; причем он всегда мою бабушку Софью Васильевну на ”вы ” называл, а она его на «ты ”, потому что была на 20 лет старше его. По младости лет я спорил о дарвинизме, обо всякой всячине, об анархизме. А он очень мило, очень так по-джентльменски, тоже на равных правах мне отвечал. У меня удивительно приятные воспоминания остались. Все-таки настоящий старый барин — замечательное явление.’
Н.В. Тимофеев-Ресовский, О прожитом (из воспоминаний, записанных в 1977 г. М. Адамсом), с. 18-51. В кн. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский: Очерки. Воспоминания. Материалы, М.: Наука, 1993.