Содержание: Фридрих Ницше
Фридрих Ницше, Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм (Рождение трагедии из духа музыки)
‘Ходит стародавнее предание, что царь Мидас долгое время гонялся по лесам за мудрым Силеном, спутником Диониса, и не мог изловить его. Когда тот наконец попал к нему в руки, царь спросил, что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее. Упорно и недвижно молчал демон; наконец, принуждаемый царём, он с раскатистым хохотом разразился такими словами: «Злополучный однодневный род, дети случая и нужды, зачем вынуждаешь ты меня сказать тебе то, чего полезнее было бы тебе не слышать? Наилучшее для тебя вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя — скоро умереть».’
Ниже ссылочки на несколько статей, которые опираются на историю, рассказанную Ницше.
О. Строева, Игры в реальность, игры со смертью, Наука телевидения, 2012, N 9, c. 135-140.
‘Само действие заключалось в следующем: два человека подводят третьего со связанными руками к прозрачному аквариуму с водой, погружают его голову в воду, человек пытается вырваться, и когда его голова, наконец, вырывается из воды, крупным планом фотографируется его лицо, и на видео записывается вздох на грани жизни и смерти.’
‘Явное присутствие Танатоса на экране — желание победить Смерть, поэтому чем больше Смерти на экране, тем сильнее Воля к Жизни, и наоборот, чем Танатос более завуалирован, тем деструктивнее тенденции в обществе (стабильность). С другой стороны, бытие Смерти, присутствие Смерти — не что иное, как оксюморон (то же самое что Бытие небытия, Присутствие отсутствия).’
Л. А. Баркова, Вакцина против страха жизни. Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2013(7):137-42.
‘Автор, опираясь на работу Отто Ранка Травма рождения и ее значение для психоанализа, а также на исследования З. Фрейда и других ученых, проводит мысль о том, что травма рождения является наиболее универсальным человеческим переживанием, предопределяющим ход развития индивидуума.’
‘Человек находится как бы в амбивалентной ситуации: с одной стороны, он сам жаждет независимости и осмысленности собственного существования; с другой — страшится ее из-за активизирующегося страха сепарации (отделения пуповины от тела матери).’
‘Человек (в утробе) не мечется перед выбором, и, соответственно, нет никаких страданий из-за неправильности последнего, и никаких последствий и «претерпеваний», ему ничего не нужно: пища в нужном количестве поступает через пуповину, здесь в полной мере ощущается безопасность и всеобъемлющая защита, нем смысла желать или просить чего-то еще … это вечность, это блаженство, это рай. Это то состояние, в которое очень хочется вернуться всегда, особенно, если что-то плохо в жизни.’
О. В. Шалыгина, Антропологический смысл художественного ритма. Знание. Понимание. Умение, 2009 (3) 167-172.
‘Проблема взаимодействия художественного ритма и аритмической работы мозга для приспособления человека к миру была поставлена в 30-х годах ХХ в. видным русским антропологом Я. Я. Рогинским, утверждавшим, что художественное восприятие было необходимым средством возникновения человека, которому надо вынести не только трудности существования, но и собственную мысль.’
‘Ритм как механизм избавления от страдания в предельном своем выражении стремится к покою колебательно-колыхательных движений, так человек в искусстве, иллюзии стремится ощутить покой бесконечности, жизнь до конфликта жизни-рождения.’
‘Необратимость времени линейного становления доставляет человеку самое большое страдание. Именно от этого страдания он и бежит к покою ритма, симметрии и гармонии в искусстве.’
Информация
Я услышал про ответ Силена Мидасу:
Teofilo F. Ruiz, The Terror of History: Mystics, Heretics, and Witches in the Western Tradition, Lecture One, The Terror of History.
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/170070.html
17.11.2013 Депрессивный немецкий фильм
Канал 3sat каждый год проводит конкурс зрительский симпатий (3sat-Zuschauerpreis), где телезрители выбирают наиболее понравившиеся им фильмы. Перед началом конкурса за 2013 год канал показал фильм-победитель 2012 года (Der letzte schöne Tag, Последний прекрасный день) и я решил его просмотреть.
Фильм показывает жизнь семьи после самоубийства жены/матери. По ходу фильма отец, дочь и сын пытаются осознать произошедшее и переосмыслить прошедшее (каждый на своем уровне). Вроде бы никто не виноват, поскольку героиня, совершившая самоубийство, страдала депрессиями, тем не менее каждый ищет свою/чужую вину.
Если бы я своевременно просмотрел о чем фильм, то вряд ли я бы стал его смотреть. Однако я доверился зрительским симпатиям и уже начав смотреть фильм, не мог оторваться. Фильм действительно хорошо сделан и он заставляет задуматься о вечном. Искренне рекомендую фильм тем у кого крепкая психика и кто знает немецкий.
Фильм, по-моему, неплохо отражает немецкий менталитет. Немцы шутливо называют свою страну Jammertal (долина плача). Немцы не ожидают ничего хорошего от судьбы и действуют по принципу Sicher ist sicher (лучше перестраховаться).
Тем не менее, следует отметить, что статистика самоубийств в Германии не самая плохая. Согласно таблице, которую я нашел в Википедии, немцы в золотой середине. Возможно, что депрессивные фильмы помогают.
P.S. Вот еще один фильм на похожую тему: Im Winter ein Jahr (Целый год зима), где семья переживает самоубийство сына/брата.