Проблема универсалий глазами современных метафизиков

Увидел диссертацию 2016 года, посвященную вечному вопросу о статусе универсалий. Интересно то, что универсалии в диссертации рассматриваются с точки зрения теизма. Как оказалось, современные схоласты (аналитические философы) увидели новые противоречия между теизмом и Платонизмом, незамеченные средневековыми схоластами. Поэтому идет оживленное обсуждение возможных путей разрешения этих противоречий и тем самым средневековый конфликт об универсалиях продолжается в работах современных теологов.

Платонизм ставит под вопрос суверенность и самодостаточность (aseity) Бога. Крайне непросто совместить с сотворением мира из ничего существование логически необходимых утверждений, по предположению находящихся в Платонии. Отмечу, что похожие проблемы наблюдаются в картине мира физиков и биологов, где вместо Бога рассматриваются Законы Физики и Эволюция соответственно. Физики (биологи) предполагают, что в основе объяснения мира лежат Законы Физики (Эволюция). А тут, например, ряд математиков говорят о вечно существующих в Платонии и с необходимостью истинных математических объектах (например 2 x 2 = 4), которым по сути дела наплевать как на Законы Физики, так и на Эволюцию.

Ниже я ограничусь классификацией возможных позиций, рассмотренных в диссертации.

В чем заключается проблема универсалий?

  • Проблема универсалий заключается в проблеме одного над многими

На чем основывается истинность утверждения типа

(a) a и b оба являются F

a и b обозначают конкретные объекты, здесь вопросов нет. Что однако обозначает предикат F?

  • Проблема универсалий является псевдопроблемой

Утверждение (a) заменяется вначале на

(a’) a и b обладают одним и тем же свойством F-ность

а затем на

(a») a является F и b является F

В этом случае можно избежать вопроса о том, почему один и тот же предикат используется в двух разных случаях.

  • Проблема универсалий заключается в проблеме многих над одним

Как можно обосновать истинность утверждения

(d) a является F и G

когда конкретному объекту a приписывается два разных предиката.

  • Проблема универсалий заключается в характере партикулярного

В данном случае первая и третья проблема объединяются вместе. Поскольку именно свойства партикулярного придают ему характер, поэтому решением проблем универсалий будет являться теория свойств. Адекватная теория свойств должна объяснить почему два разных объекта имеют одинаковое свойство и почему один объект может иметь несколько разных свойств. Это является наиболее популярным подходом к проблеме универсалий среди современных метафизиков.

Возможные решения проблемы универсалий

Номинализм: универсалии связаны с разумом людей, которые используют одни и те же предикаты для разных индивидуальных объектов.

  • Номинализм, основанный на концепциях и классах (множествах)

Индивидуальный объект имеет свойство F только в том случае, когда он принадлежит концепции F.

Индивидуальный объект имеет свойство F только в том случае, когда он принадлежит к вещам класса F.

  • Номинализм, основанный на сходстве

Похож на номинализм, основанный на классах, но в данном случае добавляется, что индивидуальные объекты образуют класс F вследствие сходства между собой.

  • Номинализм, основанных на тропах

‘Троп — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.’

Объекты имеют свойства, но эти свойства объясняются без использования универсалий. Свойства рассматриваются как тропы, и в этом смысле либо свойства похожи, либо принадлежат одному классу, и т.д. Другими словами в данном случае признается реализм свойств, но постулируется номинализм универсалий.

Реализм: универсалии существуют независимо от разума людей.

  • Имманентный реализм

Универсалии принадлежат индивидуальным объектам.

  • Трансцендентный реализм

Универсалии существуют независимо от индивидуальных объектов.

Теизм и универсалии

Универсалии являются частным случаем абстрактных объектов. Поэтому ниже классификация подходов делится по взаимоотношению между Богом и абстрактными объектами.

  • Теистическая активность (Theistic Activism)

Абстрактные объекты являются идеями Бога, при этом они созданы Богом.

  • Теистический концептуальным реализм (Theistic Conceptual Realism)

Абстрактные объекты являются идеями Бога, при этом они не созданы, а существуют вечно. С другой стороны, метафизически абстрактные объекты зависят от Бога.

  • Платонический теизм (Platonic Theism)

Теизм можно вполне согласовать с абстрактными объектами, находящимися в Платонии.

  • Теистический номинализм (Theistic Nominalism)

Платонизм противоречит теизму, поэтому следует истолковывать абстактные объекты в рамках номинализма.

Информация

Michelle Lynn Panchuk, Divine Ideas for Metaphysical Realism, 2016.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/184360.html


Опубликовано

в

©