Содержание: Про российскую науку
Комментарий к ‘О реформе образования, её итогах и персп. Заявление Учёного совета филологического факультета МГУ‘ (trv-science-ru)
Здесь возникает встречный вопрос, кого вы называете чистым менеджером.
Однако по порядку. Я был в США, правда уже давно и тогда я общался в основном с академической средой. Сейчас я в Германии и общаюсь в основном с инженерами, поэтому некоторые знания по рассматриваемому вопросу есть.
Разница с цитатой от Иоффе заключается в том, что сейчас продолжается научно-техническая революция и это накладывает свой отпечаток на развитие бизнеса. Я думаю, что в качестве типичного примера можно рассмотреть историю компании ANSYS, поскольку на эту тему есть замечательный документ, который я вам рекомендую
Shen-Yeh Chen, The Unofficial History of ANSYS
Итак, John Swanson (к.т.н по российским меркам) загорелся идеей, что метод конечных элементов изменит мир и создал свою компанию по производству соответствующего ПО. На этом пути возникает много типичных проблем при развитии бизнеса (бизнес план, ценовая политика, маркетинг, и т.д.). Все сложилось достаточно успешно, но когда ANSYS вырос до некоторого критического размера, John Swanson продал ANSYS холдинговой компании, которая превратила ANSYS в акционерное общество, в качестве которого компания успешно существует до сего дня (скоро ожидается переход важной планки: оборот 1 млрд долларов в год). Ваш вопрос можно переформулировать таким образом, кто принимает сейчас наиболее ответственные решения в ANSYS? Ответ простой – собрание акционеров, другими словами, те у кого наибольшее число акций. Интересный вопрос здесь, кого больше среди обладателей контрольного пакета – менеджеров или инженеров. Я не знаю ответа, однако я бы предположил, что менеджеров там все-таки больше.
Возникает вопрос, почему так происходит. Ученые выдвигают идеи, инженеры создают продукты, зачем же нужны менеджеры? Ответ на самом деле простой, и самый лучший способ его узнать – это создать свой бизнес. Вы сразу же увидите, что есть типичные задачи управления, и лучше всего обучаться им на чужих ошибках.
Пример с ANSYS показывает, что в небольших компаниях менеджер возникает из технической среды. Другое решение здесь сложно представить, поскольку в start-up число участников ограничено по финансовым соображениям и всем приходится делать все. Однако пример ANSYS также показывает, что именно холдинговая компания превратила ANSYS в компанию, которая скоро достигнет оборота 1 млрд долларов. Соответственно вопрос. Как вы думаете, кого больше в холдинговой компании – инженеров или менеджеров? Или такой вопрос над которым также можно задуматься, какое образование получают люди, которые инвестируют в high-tech?
Еще один пример. Давайте возьмем Steve Jobs и Bill Gates. Кто они – ученые, инженеры или менеджеры? Оба ведь даже не закончили университет. Просто один решил изменить мир, другой хорошо заработать. В результате оба смогли как неплохо заработать, так и изменить мир. Поэтому я думаю здесь главное не в исходном образовании, а в отношении к миру. Учиться же все равно приходится всю жизнь, как техническим наукам, так и менеджменту.
Возвращаюсь к вашему вопросу. Здесь нет однозначного ответа. Можно увидеть самые разные карьеры. Кто-то начинает с технической стороны и приходит к руководящим постам по этому пути (на инженерных факультетов к слову сказать проходят курс менеджмента). Кто-то начинает с менеджмента (на этих факультетах вы однако найдете базовые технические дисциплины). В больших фирмах здесь скорее всего второй путь в сочетании с интересом к технике. Первый путь более характерен для starts-up, человек сделал диссертацию, решил, что можно заработать на своих знаниях, и вперед. Далее каждый уже сам решает, на каком уровне дохода ему можно остановиться.
В любом случае для постов, которые вы упомянули, требуется как профессиональные технические знания, так и профессиональные навыки менеджмента. Каким образов человек их приобрел, никого не интересует. В бизнесе не звания украшают человека, а оборот, который он смог достичь. Последнее зависит в свою очередь от желания изменить мир/хорошо заработать. Именно в этом отношении, по-моему, у российского образования есть серьезные проблемы.