Классификация наук по Пирсу

Краткая информация из Cornelis De Waal, Peirce: A Guide for the Perplexed. См. также обсуждение книги на PEIRCE-L, которое проходило в первой половине 2014 года:

https://list.iupui.edu/sympa/arc/peirce-l/2014-01/msg00127.html

По Пирсу наука — это жизнь, посвященная поиску истины в соответствии с лучшими известными методами группой людей, которые понимают идеи друг друга.

Вначале науки делятся на науки, связанные с открытиями (sciences of discovery), науки связанные с обобщениями и популяризацией (sciences of review) и прикладные науки.

Науки, связанных с открытиями, делятся на математику и позитивные науки. Позитивные науки описывают мир с фактической стороны, математика же не имеет дела с реальностью. Пирс отвергает точку зрения, что математика является наиболее общей и наиболее фундаментальной наукой.

Позитивные науки делятся на философию и специальные науки, которые в свою очередь подразделяются на физические науки и науки, связанные с психикой.

Философия подразделяется на феноменологию, три нормативные науки — эстетику, этику и логику и метафизику (картину мира).

Математика изучает гипотетические сущности. Математика полезна для всех наук, включая философию, поскольку математическое мышление помогает свести к минимуму возможные ошибки. Математическое мышление включает в себя воображение, концентрацию и обобщение. Математика выделяет идеальные состояние, которые могут иметь отношения к практическим проблемам и определяет какие утверждения об выделенных идеальных состояниях истинны и какие ложны. Далее математика изучает идеальные состояния и соотношения между ними с точки зрения математики, связь идеальных состояний с реальностью не должна быть частью математического исследования.

У Пирса математика не связана напрямую с логикой (логика не равна математической логике). Логика у Пирса — это нормативная позитивная наука, задачей которой является изучение мышления: как нам следует мыслить, чтобы получить достоверные знания об окружающем мире.

Феноменология изучает феномены, для обозначения которых Пирс использует греческое слово «фанерон» (явление, видимость). Соотвественно феноменология у Пирса называется фанероскопия.

Изучение феноменов начинается в рамках трех нормативных наук: эстетики, этике и логике (красота, добродетель и истина), причем в основаниях логики находятся эстетика и этика. Эстетика — это восприятие феномена как такового, этика — феномен с точки зрения наших целей, логика — отношение феномена с его представлением. Интересно отметить, что у Пирса инстинкт стоит даже выше чем мышление.

Логика подразделяестя на три раздела: спекулятивную грамматику (speculative grammar), логическую критику (logical critic) и спекулятивную реторику (speculative rhetoric). Слово спекулятивное в данном контексте связано с латинским значением speculari: наблюдать, рассматривать, исследовать. Спекулятивная грамматика у Пирса связана со смыслом — первичный выбор выражений, которые имеет смысл рассматривать. Логическая критика рассматривает методы мышления: индукция, дедукция и абдукция. Спекулятивная реторика рассматривает условия распространения знаний.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/48931.html

См. также

http://olgaw.livejournal.com/105267.html?thread=1099059#t1099059


Comments are closed.