Лекции Ллойда Крамера ‘Европейская мысль и культура в 19 веке‘. В первой лекции рассматривалось понятие интеллектуальной истории и ниже краткий конспект основных идей первой лекции.
Интеллектуальная история — это подраздел истории, где рассматривается в явном виде системы интерпретаций и значений. В интеллектуальной истории рассматриваются идеи и символы, которые использовали люди, чтобы придать смысл своему миру.
История зависит от языка и человеческого сознания. Использование языка придает смысл всей социальной реальности и социальному опыту. Использование языка подразумевает много форм: книги, произведения искусства, обыденные разговоры.
Идеи о реальности выраженные в языке придают структуру самой реальности. Теория является частью реальности. Язык, описывающий реальность, изменяет саму реальность. Интеллектуальная история показывает, как смысл и значение реальности менялся во времени.
Предметом интеллектуальной истории является не факт как таковой (когда во время Французской революции был казнен король), а интерпретация данного факта людьми (какое значение и какой смысл люди приписывали факту казни короля во время Французской революции и после нее).
История культуры связана с интеллектуальной историей. Разница в том, что история культуры сосредотачивает внимание на идеях в массах, что обычные люди думали о происходящем. Интеллектуальная история рассматривает в основном идеи элиты. Общее во взаимодействии между идеями и социальной реальностью. Реальность влияет и меняет идеи, идеи влияют и меняют реальность. Идеи и социальная реальность не могут быть полностью разделены между собой.
Пять основных подходов в интеллектуальной истории.
1) Интеллектуальная история как расширение социальной истории. Сильная привязка к социологии. Как книги отражают основные экономические и политические события эпохи. В радикальной форме данного направления идеи полностью зависят от социальной реальности. Изменение социальной реальности меняет идеи.
2) Изучение великих книг (сходство с историей философии и литературной критикой). Историческая эволюция идей (что такое добро, красота, счастье). Как идеи переходят от одного автора к другому и на этом пути модифицируются. Идеи обладают относительной самостоятельностью по отношению к социальной реальности. Социальную реальность можно рассматривать в свою очередь как текст.
3) Изучение персональных особенностей мыслителей — психология (психоанализ) мыслителей. Великая книга как отражение страхов и сексуальных переживаний мыслителя. Социальный контекст создания произведения. Содержание (идеи) как отражение другой реальности (трудное детство, несложившиеся отношения).
4) Коллективные идеи группы людей. Изучение менталитета. Люди в обществе имеют похожие идеи, даже если они этого не осознают. Идеи на бессознательном уровне. Культурная антропология. Например в девятнадцатом веке люди считали, что женщине не место в политике и данные взгляды можно найти в скрытом виде даже у тех мыслителей, которые никогда не обсуждали данный вопрос в явном виде.
5) Распространение идей в обществе. Социальная история идей. Изучение институтов распространения идей в обществе. Как идеи вращаются в обществе.
Информация
Lloyd Kramer, European Thought and Culture in the 19th Century
Французская революция как экспериментальная проверка идей просвещения
Зарождение национализма в девятнадцатом веке
От веры в науку к воле к власти
25.01.2025 Проблема интеллектуальной стагнации
Цитаты из раздела с таким названием из книги Рэндалла Коллинза, Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения, 2002.
‘В исследованиях интеллектуальной жизни внимание преимущественно уделялось периодам творчества. Тем не менее мы осознаем, что такое творчество, только посредством контраста. … Нет никакой гарантии, что мы сами — живя в конце двадцатого столетия — принадлежим периоду творчества. Существует некоторая вероятность, что будущие историки интеллектуальной жизни, оглядываясь назад, сосредоточат внимание на великих идеях первой трети столетия, а остальное время будут рассматривать как соскальзывание к уровню посредственности.’
‘Стагнация (А): утрата культурного капитала. Идеи попросту могут быть забыты, поскольку более поздние интеллектуалы не способны делать то, что могли их предшественники. … Утрата идей заставляет нас размышлять о Темной эпохе, вызванной разрушением материальных условий цивилизации, например об упадке Рима на Западе. Однако приведенные примеры показывают, что потеря идей может также происходить в периоды процветания высоких цивилизаций; в самом деле, греческая культура начала утрачиваться Римом задолго до варварских нашествий.’
‘Стагнация (В): господство классики. Противоположная форма стагнации возникает, когда идеи современников затмеваются идеями предшествующих величайших мыслителей. При этом не появляется новое творчество, которое с необходимостью вытесняло бы прежнее. Такой период не стоит рассматривать как эпоху с низким уровнем культуры; можно сказать, что на самом пике культуры развитие останавливается: идеи, которые имеют хождение и которым обучают, являются лучшим из всего достигнутого ранее. Ирония интеллектуального мира заключается в том, что нас не удовлетворяет такая ситуация.’
‘Стагнация (С): техническое уточнение. Третий тип стагнации на самом деле может быть вовсе не стагнацией, но только видимостью таковой. Интеллектуальная жизнь непрестанно развивается, но сам ее прогресс порождает не уважение, но отчуждение. Обычно относительно поздней средневековой философии утверждалось, что данное интеллектуальное поле сделалось слишком техничным, сверхутонченным, с «кружением ангелов, пляшущих на конце иглы».’
‘Академизация как обоюдоострый меч. Мы столкнулись с тревожным парадоксом. Школы обеспечивают материальную основу и обособление от обыденных представлений, что позволяет интеллектуалам отстаивать собственные идеи. Однако школы также являются средоточием рутины и педантизма. Развивается формализм ради формализма; тексты заучиваются наизусть и покрываются все новыми комментариями; по мере своего уточнения позиции становятся все более узкими и тривиальными.’