Интеллектуальная история

Лекции Ллойда Крамера ‘Европейская мысль и культура в 19 веке‘. В первой лекции рассматривалось понятие интеллектуальной истории и ниже краткий конспект основных идей первой лекции.

Интеллектуальная история — это подраздел истории, где рассматривается в явном виде системы интерпретаций и значений. В интеллектуальной истории рассматриваются идеи и символы, которые использовали люди, чтобы придать смысл своему миру.

История зависит от языка и человеческого сознания. Использование языка придает смысл всей социальной реальности и социальному опыту. Использование языка подразумевает много форм: книги, произведения искусства, обыденные разговоры.

Идеи о реальности выраженные в языке придают структуру самой реальности. Теория является частью реальности. Язык, описывающий реальность, изменяет саму реальность. Интеллектуальная история показывает, как смысл и значение реальности менялся во времени.

Предметом интеллектуальной истории является не факт как таковой (когда во время Французской революции был казнен король), а интерпретация данного факта людьми (какое значение и какой смысл люди приписывали факту казни короля во время Французской революции и после нее).

История культуры связана с интеллектуальной историей. Разница в том, что история культуры сосредотачивает внимание на идеях в массах, что обычные люди думали о происходящем. Интеллектуальная история рассматривает в основном идеи элиты. Общее во взаимодействии между идеями и социальной реальностью. Реальность влияет и меняет идеи, идеи влияют и меняют реальность. Идеи и социальная реальность не могут быть полностью разделены между собой.

Пять основных подходов в интеллектуальной истории.

1) Интеллектуальная история как расширение социальной истории. Сильная привязка к социологии. Как книги отражают основные экономические и политические события эпохи. В радикальной форме данного направления идеи полностью зависят от социальной реальности. Изменение социальной реальности меняет идеи.

2) Изучение великих книг (сходство с историей философии и литературной критикой). Историческая эволюция идей (что такое добро, красота, счастье). Как идеи переходят от одного автора к другому и на этом пути модифицируются. Идеи обладают относительной самостоятельностью по отношению к социальной реальности. Социальную реальность можно рассматривать в свою очередь как текст.

3) Изучение персональных особенностей мыслителей — психология (психоанализ) мыслителей. Великая книга как отражение страхов и сексуальных переживаний мыслителя. Социальный контекст создания произведения. Содержание (идеи) как отражение другой реальности (трудное детство, несложившиеся отношения).

4) Коллективные идеи группы людей. Изучение менталитета. Люди в обществе имеют похожие идеи, даже если они этого не осознают. Идеи на бессознательном уровне. Культурная антропология. Например в девятнадцатом веке люди считали, что женщине не место в политике и данные взгляды можно найти в скрытом виде даже у тех мыслителей, которые никогда не обсуждали данный вопрос в явном виде.

5) Распространение идей в обществе. Социальная история идей. Изучение институтов распространения идей в обществе. Как идеи вращаются в обществе.

Информация

Lloyd Kramer, European Thought and Culture in the 19th Century

Французская революция как экспериментальная проверка идей просвещения
Зарождение национализма в девятнадцатом веке
От веры в науку к воле к власти


Опубликовано

в

©

Метки: