Зарождение национализма в девятнадцатом веке

Информация из лекций Ллойда Крамера ‘Европейская мысль и культура в 19 веке‘. Национализм — это один из измов девятнадцатого века, который пожалуй получил наибольшее распространение в Европе в то время.

Рост национализма связывается с ростом городов и усилением влияния национальной государственности. Национализм связан с понятием братства: внутри определенной территории каждый связан с другими особыми связями, специфическими для данной территории.

Новые институты того времени, способствующие развитию национализма: государственные университеты и школы, дневные городские газеты, интеллектуальные ассоциации, национальные музеи, искусство, олицетворяющее национальные идеи. Национальное государство взяло образование в свои руки (ранее образование принадлежало по сути дела церкви). Государственное образование способствовало внутренней идентификации людей с нацией (национальная история, национальный язык).

Интеллектуалы способствовали созданию национальной идеи. Государству были нужны интеллектуалы: свои историки, свои поэты, свои писатели. Интеллектуалы должны были показать, как человек связан с нацией.  С другой стороны интеллектуалам нужна была постоянная работа, которая обеспечивалась своим государством. Многие интеллектуалы (например профессора) можно даже сказать были на службе национального государства. Идея нации стала основой национальной культуры.

Национализм в определенной степени заменил религию: нации был придан духовный смысл. Падение религиозности было уравновешено нахождением смысла в национальной идеи. Интеллектуалы, защищающие национальные идеи, заменили священников в роли духовных наставников.

У интеллектуалов восточной Европа не было своих национальных государств. Пример успешных национальных государств в западной Европе привел к распространению идей создания своих национальных государств в восточной Европе.

Придание особого роли своей нации в истории человечества.

Жюль Мишле (Jules Michelet)

Французы сыграли исключительную роль в распространении свободы среди всего человечества. Жертвы французской революции были не напрасны — они помогли распространению идей свободы среди других наций. Изучение французской истории поможет всем понять смысл свободы. Роль Франции — нести свободу в другие нации.

Адам Мицкевич

У поляков нет своего государства (Польша входила в состав Российской империи). Тем не менее, Польша сыграет роль Христа среди наций. Польша преследовалась и была казнена (как Христос). Однако Польша воскреснет из гроба и принесет спасение всем нациям (мессианский национализм).

Лекции Мицкевича были очень популярны в Париже, где он занимал должность профессора (славянская культура). В конце концов французы решили, что лекции Мицкевича опасны, уволили его с поста профессора и определили на работу библиотекарем (подальше от людей).

P.S. См. немецкий национализм в разделе ‘Немцы: Мы пойдем другим путем‘ в лекциях Крамера про французскую революцию (ссылка ниже).

Также: Нацинальная мысль в Германии в эпоху тридцатилетней войны

Информация

Lloyd Kramer, European Thought and Culture in the 19th Century

Интеллектуальная история
Французская революция как экспериментальная проверка идей просвещения
От веры в науку к воле к власти

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/51400.html

См. также

maa13: Про наполеоновские войны, грабежи, газеты и создание наций


Опубликовано

в

©

Метки: