Французская революция как экспериментальная проверка идей просвещения

Информация из Lloyd Kramer, European Thought and Culture in the 19th Century (Европейская мысль и культура в девятнадцатом веке).

См. также

Интеллектуальная история
Зарождение национализма в девятнадцатом веке
От веры в науку к воле к власти

Эпоха просвещения восемнадцатого века закончилась великой французской революцией.  Эпоха просвещения и французская революция оказала сильнейшее влияние на интеллектуальную историю Европы в девятнадцатом веке. Типичные рассматриваемые вопросы были следующими. Можно ли сказать, что террор французской революции на практике опроверг идеи просвещения? Можно ли сказать, что идеи просвещения были правильными, но «хотели лучше, а получилось как всегда»? Какой смысл можно найти в прошедших событиям французской революции? Оправдал или опроверг социальный эксперимент идеи просвещения?

Эпоха просвещения

Интеллектуал — это дитя эпохи просвещения, хотя само слово появилось гораздо позже. Участники «республики писем» называли себя философами, но они были ближе к современным интеллектуалам, чем к профессиональным философам.

Число написанных трудов интеллектуалами эпохи просвещения просто огромно. В то время не было ни радио, ни телевидения, творчеству ничто не мешало.

Ключевые слова эпохи просвещения: разум, прогресс, природа. Разум — ни принимать ничего на веру. Прогресс — будущее на Земле важнее, чем будущее на небесах; социальный мир можно и нужно изменить. Природа — люди могут создать такие же гармоничные законы для человеческого общества, как законы Ньютона, управляющими природой; Бог создал мир, который работает как часы, люди могут создать общество, которое будет функционировать так же гармонично, как часы.

Французская революция

1789-1792 Свобода, равенство, братство

1793-1794 Террор (равенство: кто не с нами, тот против нас)

1794-1799 Войны и опор на армию (братство в виде национализма)

1799-1814 Наполеон и французская империя

Интересно отметить, что французские революционеры были настроены решительно против женщин. Они считали, что женщины во время короля играли слишком важную роль, которую следовало бы ограничить (все беды от женщин) — свобода, равенство и братство предполагалось только для мужчин. Олимпия де Гуж (Olympe de Gouges) — феминистка времен французской революции — была казнена за контрреволюционную деятельность. В этом отношении можно также вспомнить про акт о престолонаследии Павла Первого в России, который в 1797 решил, что женщин к трону подпускать больше нельзя.

Консерваторы: так не пойдет

Для того, чтоб ответить теоретикам «республики писем», консерваторы должны были обосновать консерватизм как теорию. Однако любая теория может быть в свою очередь подвернута критике. Теория государства как таинства уже отличается от таинства как такового. Теория таинства в определенном смысле разрушает само таинство. В этом заключалась определенная проблема консерваторов.

Эдмунд Бёрк (Edmund Burke)

Бёрк отверг положение эпохи просвещения о существовании идеальных принципов государства вне конкретного общества. Все права должны рассматриваться только в рамках определенного общества и его традиций. Права — это не асбтракции, которые можно познать на основе рационального анализа. Права являются наследием прошлого. Права и устройство государства передаются последующим поколениям как наследство.

Глупо рассчитывать на то, что можно построить государство с чистого листа на основании рациональных принципов.

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим»

ведет к катастрофе.

Общество — это организм, который развивается постепенно на основе традиций. Прошлое — это источник мудрости и в прошлом можно найти больше разумных вещей, чем в отыскании рациональных принципов с голого листа. Изменения должны происходит медленно. Прошлое следует воспринмать как таинство. Если мы не понимаем, зачем нужны те или иные традиции, сложившиеся в общества веками, не означает, что данные традиции не нужны.

Жозеф де Местр (Joseph de Maistre)

Представители эпохи просвещения атаковали божественную волю. Можно сказать, что представители «республики писем» повторили ошибку протестантов.  Смысл французской революция заключался в божественном наказании Франции за отход от религии. Революция была необходима как жертва, чтобы потом можно было вернуться обратно к католическим основам в уже очищенном обществе.

Монархия — единственно возможная форма правления, где божественное провидение может быть выражено без проявления эгоизма индивидуальных интересов.

Немцы: мы пойдем своим путем

Во время наполеоновской экспансии немецкие земли были завоеваны французскими войсками. На немцев данный факт произвел неприятное впечатление и он сыграл определенную роль в немецкой критике универсальных идей просвещения, которые должны были бы осчастливить все человечество независимо от национальности. Согласно взгляду со стороны немцев Наполеон просто использовал лозунги космополитизма для достижения своих империалистических целей.

Иоганн Готфрид Гердер (Johann Gottfried Herder)

Каждая нация имеет свой дух (Volksgeist), воплощенный в простых людях. Немцам незачем брать пример с французов. Необходимо исходить из своих национальных традиций (ср. с Бёрк) и защищать свою национальную культуру.

Иоганн Готлиб Фихте (Johann Gottlieb Fichte)

Французская армия помешала развитию немецкого духа. Немецкий дух отличается от французского духа и французы не могут понять немцев. Германия должны выразить свой дух через свой язык, который не похож на латинский язык. Немцы должны увидеть, что французы используют универсальные концепции в своих интересах.

Национальная исключительность — своя нация лучше остальных.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel)

История позволяет найти смысл прошедших событий. Процесс развития духа наполнен противоречиями и конфликтами. Тем не менее процесс развития приводит к прогрессу и истине.

Смысл событий непонятен когда они происходят. Смысл событий становится понятным, когда мы смотрим назад.

Дух истории достиг высокого уровня развития в Пруссии и в Берлине.

См. также Почему я не люблю Гегеля

Либералы: свободы в рамках закона

Гражданские свободы и права человека. Вера в прогресс. Поддержка первого периода французской революции. Отрицание террора. Террор — это ошибка французской революции.

По сравнению с консерваторами либералы не хотели возращения в общество до французской революции. По сравнению с социалистами либералы не хотели революции. Либералы считали, что социальные измнения возможны в рамках измнения существующих законов. Нельзя убивать людей, чтобы сделать их свободными.

Иеремия Бентам (Jeremy Bentham)

Утилитаризм. Приносить наибольшее счастье наибольшему количеству людей.

Решение социальных проблем научным путем. Калькулятор для вычисления наибольшего счастья.

Личные интересы органично сочетаются с интересами общества.

Бенжамен Констан (Benjamin Constant)

При рассмотрении свобод человека нельзя забывать про чувства (влияние романтиков). Чувства влияют на поступки человека.

Идеал общества — конституционная монархия. Баланс между радикальной республикой и реационным королем. Права человека.

Романтики: мир как часы зануден

Надо доверять своим чувствам. Чувства важнее рациональных размышлений. Герой умирает молодым.

См. также

Французкая революция в фильмах


Опубликовано

в

©

Метки: