Я никогда толком не знакомился с событиями Французской революции. Имена Робеспьера и Марата я слышал, но в детали никогда не углублялся. Некоторое время назад я слушал лекции про интеллекуальную историю девятнадцатого века и оказалось, что практически все интеллектуалы в те времена активно обсуждали события Французской революции, либо с осуждением, либо с восхищением. Поэтому я решил посмотреть четырехсерийный фильм Французская революция. Выбор оказался удачным и ниже идут мои впечатления. Также я упомяну три других фильма, которые связаны с французской революцией и которые я смотрел ранее.
Фильм Французская революция снят к двусотлетию революции и в фильме показаны события с созыва Генеральных штатов до казни Робеспьера (1789 — 1794). Две первые серии называются Светлые годы (немцы перевели как Годы надежды), две следующие Ужасные годы (немцы перевели как Годы гнева).
Фильм показывает все наиболее важные события первых пяти лет революции, но при этом фильм выдержан как художественный фильм. Связкой являются главные герои — Людовик XVI, Мариа-Антуанетта, Оноре де Мирабу, Лафайет, Дантон, Робеспьер, Марат, Камиль Демулен. В фильме также представлены моменты личной жизни героев и их человеческие слабости.
Мне фильм понравился. Шесть часов просмотра дают неплохое представление о развитии событий за годы революции. Мне запомнились сцены, когда эмоциональное настроение толпы качается между противоположными точками зрения в зависимости от озвучиваемых лозунгов. Большое впечателение произвели революционные суды. Если дано задание казнить, то надо как можно скорее его выполнить, не обращая внимание на формальности. Впечатляет гильотина. Казнь Марии Антуанетты показана следующим образом. Марию-Антуанетту помещают на гильотину. В этот момент камера перемещается на двух пацанов, которые играют в гильотину. Один вставляет куколку, другой дергает за рычажок — бац, голова отлетела.
В целом главными героями движет известная логика «Если хочется, но нельзя, …. Поскольку я человек хороший, то мне разумеется можно». Как результат, разрешение противоречий возможно только через кровь.
До Французской революции я посмотрел фильм Дантон с Депардье в роли Дантона. Конечно, следовало бы смотреть наоборит. Этот фильм показывает только последние месяцы Дантона, когда Дантон возвращается в Париж во времена правления Робеспьера и попадает в мясорубку революционного суда. Представление о роли Дантона во Французкой революции дало бы несколько другое впечатление. В любом случае революционный суд над Дантоном показан во всей красе. Стало понятно, откуда черпали свое вдохновение российские революционеры. Интересно отметить, что Дантон на пути к гильотине пророчески предсказал Робеспьеру подобную участь. Правда должен отметить, что непонятно, кого в представленном Дантоне больше, самого Дантона или Депарьде.
Фильм Мария-Антуанетта 2006 года позволяет взглянуть на события с другой стороны. Фильм не о революции, а о жизни Марии-Антуанетты до революции. Показана шикарная жизнь королевского двора, которая как раз вызывает мысли о том, что что-то идет не так и время требует перемен. Хотя следует отметить, что большинство обвинений французских интеллектуалов в сторону Марии-Антуанетты являлись плодом воображения. Чего только стоит обвинение революционного суда в том, что Мария-Антуанетта совратила своего сына. У французских интеллектуалов того времени было богатое воображение. В любом случае фильм отчетливо показывает крайнюю удаленность королевского двора от народа. Это просто так не проходит.
В заключение отмечу фильм Маркиз де Сад режиссера Бенуа Жако. Маркиз находится в заключении в разгар революционного террора и ждет, когда его отправят на гильотину. У маркиза однако есть связи, в том числе в окружении Робеспьера, и маркиз получает отсрочку за отсрочкой. Далее судьба распоряжается таким образом, что вместо маркиза на гильотину попадает Робеспьер с окружением. В фильме есть интересные сцены на фоне горы трупов после гильотины. Возникает даже вопрос, кто был более сумасшедшим, маркиз де Сад или Робеспьер.
7.5.16. Фильм Новый мир (Ночь в Варене, Flucht nach Varennes, режиссер Этторе Скола). Прекрасно сделанный фильм, где показан ночь побега Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Интересно, что сами Людовик XVI и Мария-Антуанетта в фильме не появляются. Фильм хорошо показывает атмосферу тех времен.
См. также
Французская революция как экспериментальная проверка идей просвещения