Чувства на языке дельфинов

Недавно у alazor были интересные заметки про язык дельфинов. Я спросил, могут ли дельфины на своем языке выразить свои чувства. Ниже изложена моя позиция по этому вопросу, которую я попытался изложить более стройно.

Для ответа на этот вопрос следует вначале выяснить, что такое язык и что такое чувство. Вопрос, на самом деле, увязает уже на этом этапе. Начнем рассмотрение с чувств.

С экспериментальной точки зрения при разговоре про чувства имеют в виду физиологическую реакцию организма плюс сканы мозга. Однако следует помнить, что чувства не сводятся ни к физиологической реакции, ни к возбуждениям нейронов. Для того, чтобы подчеркнуть различие, я напомню, что в организме протекает огромное количество процессов на бессознательном уровне. Чувства же осознаются и мы неизбежно утыкаемся в проблемы, связанные с сознанием. Причем даже на уровне более нейтрального термина «осознаются» возникают нескончаемые проблемы. Как например различить между бессознательными возбуждениями нейронов и теми, которые осознаются?

Тем не менее, можно на время отложить проблему при введении в рассмотрение так называемого феноменального сознания. Этот термин исключает все, что связано с самосознанием, и оставляет в силе только элементы, которые просто осознаются. Я приведу связанный со зрением пример из книги Джеффри Грей Сознание: Наступая на неподдающуюся проблему.

Итак, фотоны попадают на сетчатку двух глаз, после чего наблюдаются активные возбуждения нейронов в определенных отделах мозга и, вуаля, появляется сознательное визуальное восприятие. Я поясню сказанное на примере феномена бинокулярного соперничества. Человеку одеваются на глаза специальные очки, которые проецируют на сетчатки глаз разные изображения, допустим на левый глаз изображение дельфина, на правый изображение собаки. Что в этом случае видит человек? Как оказалось, в этом случае человек видит попеременно то собаку, то дельфина, но не оба изображения одновременно. Эксперимент показывает, что сознательное визуальное восприятие связано с изображениями на сетчатке всего лишь опосредованно. На сетчатках изображения находятся все время, человек же видит попеременно изображение то с одной сетчатки, то с другой. Далее есть возбуждения нейронов, но ведь человек видит не возбуждения нейронов, а изображения то дельфина, то собаки. Соответственно эти осознанные изображения называют сознательным визуальным восприятием и относят к феноменальному сознанию.

Теперь уже можно поставить вопрос, есть ли такое сознательное визуальное восприятие хотя бы у высших животных. Феномен бинокулярного соперничества дает возможность предположить, что если у животного наблюдается похожий эффект, то по всей видимости у этих животных присутствует сознательное визуальное восприятие. Конечно, не так просто  определить, что же видит животное в таких специальных очках. С этой целью обезьян научили при видении определенного изображения нажимать на определенную кнопку. Таким образом, удалось доказать, что при условии бинокулярного соперничества обезьяны также попеременно осознают то одно изображение, то другое. Следует отметить, что сканы мозга показали возбуждение нейронов в похожих отделов мозга человека и обезьяны.

Для обсуждения ниже важно то обстоятельство, что мы не может свести феноменальное сознание к возбуждениям нейронов. Связь между ними остается открытым вопросом, но важно определиться с терминологией. Когда мы говорим про сознательное визуальное восприятие, то имеется в виду именно наблюдаемые изображения, а не возбуждения нейронов. Эксперимент, описанный выше, вроде показывает, что можно получить положительный ответ о наличии сознательного визуального восприятия у обезьян. Тем не менее, не будет торопиться и вспомним, что в настоящее время человека помимо животных окружают роботы. Например, на видео представлен четвероногий робот Большая собака:

Без труда можно представить себе робота с двумя объективами, который в рамках эксперимента по бинокулярному соперничеству говорит, что происходит что-то странное, и он видит то дельфина, то собаку. Можно ли из этого сделать из этого вывод, что у робота есть сознательное визуальное восприятие?

Вопрос об осознанных восприятиях у робота подвисает в воздухе. Это в свою очередь показывает, что пока совершенно непонятно, что такое феноменальное сознание. Например, Джеффри Грей в своей книге полностью отвергает наличия сознательных визуальных восприятий у роботов. Это типичная ситуацию, когда в целом толерантные и политически корректные биологи при разговоре о сознании на другом субстрате оказываются неисправимыми углеродными шовинистами. В любом случае видно, что проблема уперлась в вечные вопросы.

В принципе, можно попытаться исключить роботов из рассмотрения и попробовать избежать вечных вопросов при рассмотрении человека и животных. Я, правда, успешных попыток на этом пути также не встречал. Введение феноменального сознания сталкивается с огромных количеством парадоксов. Например, последовательная попытка философа Томаса Метцингер найти переход к сознанию человека из множества отдельных осознанных частичек привела к следующему заключению:

«В этой книге я попробую убедить вас в том, что нет такой вещи, как собственная личность. Вопреки тому, во что верит большинство людей, никто никогда не был самим собой и не имел собственной личности.»

Получается как всегда: возбуждения нейронов есть, ничего другого найти однако в черепной коробке никак не удается.

Теперь давайте вспомним о языке и рассмотрим следующую ситуацию, описанную в книге Джеффри Грей:

‘Представьте себе вроде бы спокойный и безобидный разговор с горячо любимой/горячо любимым (как когда-то более романтично назывались «значимые другие: significant others»). Она (или он, по ситуации) говорит что-то ранимое (или отторгающее, или вызывающее ревность — по вкусу). Вначале вы просто замечаете ранимое высказывание, но продолжаете разговор без изменений, возможно спокойно думая, что «это можно проигнорировать» или «это в любом случае не важно». Но затем — снова это займет некоторое время — вы начинаете чувствовать комок в горле, сжатие челюстей,  неуклюжесть рук, дрожание голоса. Ранимое замечание таки нашло свой путь, только потребовалось время это заметить.’

По-моему, ситуация ясна. В ней есть использование языка, есть чувства и даже разные физиологические реакции организма. Также можно сказать, что возбуждения нейронов присутствуют в неявном виде. Вопрос заключается в том, можно ли найти подобную ситуацию у дельфинов? Проблема в том, что несмотря на ясность описанной ситуации вряд ли ее можно свести на язык измерений. Соответственно, вопрос о том, что такое язык и что такое чувство остается по-прежнему открытый.

Информация

Почему язык дельфинов до сих пор не расшифрован?
https://alazor.livejournal.com/70943.html

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/114947.html


Опубликовано

в

,

©