Джеффри Грей — Сознание: Наползая на неподдающуюся проблему

Новая редакция: 08.06.2023

В 2012 году я делал небольшой доклад о книге Джеффри Грея ‘Сознание: Наползая на неподдающуюся проблему‘. Отмечу, что это была первая прочитанная мною серьезная книга о сознании со стороны нейрофизиологии. Она произвела на меня в то время большое впечатления.

Джеффри Грей в книге под сознанием понимает только сознательное восприятие (феноменальное сознание). Интеллект, ‘Я’, человеческий язык практически находятся за пределами рассмотрения. При этом в книге большое внимание отдается обсуждению результатов экспериментальных исследований сознания.

Ниже я буду отталкиваться от презентации — номера в подзаголовках соответствуют номерам слайдов.

http://embryogenesisexplained.rudnyi.ru/2012/04/consciousness.html

Джеффри Грей (3 — 4)

Джеффри Алан Грей (1934 — 2004) — известный английский психолог, специалист по проблемам психофизиологии и психофармакологии, психологии личности и сравнительной психологии, автор теории тревоги. Книга о сознании — последняя, она вышла в год его смерти.

Четыре возможных подхода к проблеме сознания (5)

Джеффри Грей рассматривает четыре возможные подхода к проблеме сознания:

1) Наивный. Сознание воспринимается как данность и оно не воспринимается как проблема. Подходит, например, для обыденной жизни.

2) Нормальный научный. По мере углубления экспериментальных и теоретических знаний о мозге проблема сознания будет автоматически разрешена. Неподдающаяся проблема не существует.

3) Научный путь изучения сознания существует, однако неподдающаяся проблема признается. Для создания теории сознания потребуется смена существующей научной парадигмы.

‘Предварительное описание неподдающейся проблемы: она возникает, потому что в наших современных теоретических моделях мозга и поведения отсутствует объяснение существования сознательного восприятия, а тем более его свойств.’

4) Неподдающаяся проблема неразрешима научным путем.

4а) ‘То, что выглядит как неподдающаяся проблема, исчезнет, когда мы поймем ошибки в наших путях обсуждения этого вопроса. Если все пройдет успешно, мы вернемся в русло нормальной науки: когда наше мышление будет поправлено, наука cможет опять взяться за работу пополнения деталей эмпирического знания.’

Подходит, например, к взглядам Дэниеля Деннета.

4б) Сознание принадлежит вере и мистицизму (К мистицизму).

В своей книге Джеффри Грей старался оставить явление сознательного восприятия в рамках нормальной науки, но его главный вывод состоит в том, что такое, по-видимому, невозможно и для теории сознания потребуется изменение существующей научной парадигмы. Поэтому точка зрения, выраженная в книге совпадает с (3).

Сознание как изучаемый феномен (6)

Джеффри Грей считает, что при изучении сознания лучше всего не торопиться с определениями. Приводится такой пример. Представьте себе, что древние греки должны были бы дать определение электричеству. Вряд ли у них это бы получилось. Нормальное определение можно дать только тогда, когда феномен уже исследован и имеется теория для его описания. Поскольку теории сознания пока нет, то можно дать определение только показав на феномен, как греки могли бы показать на молнию.

Далее предполагается, что бессознательные процессы в мозге человека приводят к сознательным восприятиям. Рассмотрим диаграмму на слайде 6. Есть мозг, в котором естественный нейронные сети взаимодействуют с внешним миром — получают сигналы через органы чувств и подают сигналы мышцам. Работа естественных нейронных сетей на этом пути во многом происходит бессознательно. Тем не менее, мозг вырабатывает сознательное восприятие, которые и будет называться сознанием. Можно выделить три категории сознательного восприятия. В центре диаграммы находятся когнитивные процессы, справа внутренние чувства, а слева реконструкция внешнего мира, которую мы сознательно воспринимаем.

Книга в основном связана с сознательными восприятиями, связанными с чувствами и реконструкцией внешнего мира. Предполагается, что когнитивные процессы не влияют на функционирование категорий сознания, расположенных слева и справа на диаграмме. В результате Джеффри Грей в книге не рассматривает человеческий язык, ‘Я’ и интеллект. С его точки зрения неподдающаяся проблема связана с чувствами и реконструкцией внешнего мира, а когнитивные процессы не помогают решению неподдающейся проблемы.

Важно отметить, что приведенная диаграмма приводит нас к серьезной проблеме с пространственными отношениями — мозг в мире или мир в мозге:

‘Все эти феномены составляют ваши сознательные восприятия: от самых смутных ощущений, о которых знаете только вы (например, начальное чувство релаксации в ногах), до всего цельного мира, который вы разделяете с другими. Потому что, как и ваши внутренние ощущения, этот мир снаружи конструируется вашим мозгом и существует внутри вашего сознания. В самом буквальном смысле слова мир, который мы сознательно ощущаем, вовсе не находится снаружи: он находится внутри каждого из нас.’

В книге с этой точки зрения вопрос не рассматривается. На эту тему см.:

Где находятся восприятия?

Сознание и теория виртуального мира

Похоже, что нейрофизиология невозможна без теории виртуального мира. Сравни сказанное выше с тем, что говорит Крис Фрит: Теория виртуального мира Криса Фрита.

Примеры сознательных восприятий (7)

Джеффри Грей в книге рассматривает сознательное восприятие на примерах.

Большая часть книги посвящена визуальной реконструкции трехмерного мира, который мы сознательно воспринимаем. Надо отметить, что неподдающаяся проблема не связана с реконструкцией трехмерного мира, как такового, в рамках бессознательных процессах мозга. Основной вопрос — это происхождение сознательных восприятий из возбуждений нейронов.

Другой пример сознательного восприятия — это музыка. Музыка сама по себе не сводится к колебаниям звуковых волн в воздухе. Это нечто, то мы сознательно воспринимаем после превращения мозгом звуковых волн в возбуждения нейронов. Например, глухой Бетховен был способен создавать музыкальные произведения, поэтому вполне вероятно, что он мог сознательно воспринимать музыку без звуковых волн.

Далее у ряда людей есть интересный эффект под названием синестезия. В этом случае человек например воспринимает цвет, когда он слышит определенные слова. Другими словами, звуковые волны после преобразования в возбуждения нейронов приводят к сознательному восприятию света. Следует отметить, что Джеффри Грей проводил экспериментальные исследования этого эффекта.

В заключение чувства. Например, вы сидите на пляже и наслаждаетесь закатом. Чувства также относятся к сознательным восприятием и к неподдающейся проблеме.

Сознание и иллюзии (8)

Один любопытный результат из книги. Нормальное представление о сознательном восприятии звучит примерно так: я вижу что-то и соответственно после этого я выполняю действие. Исследования показывают, что это далеко не так. Зрительные сигналы идут параллельно в две подсистемы, одна из которых связана с построением сознательного восприятия окружающего мира, другая с моторной подсознательной реакцией. Вторая подсистема реагирует существенно быстрее, чем первая. Поэтому получается, что подсознательная часть принимает решение, выполняет его и только потом сознательная часть получает выполнение решения в зрительном восприятии (вместе с иллюзией того, что решение было принято сознательно).

Тем не менее, Джеффри Грей считает, что не все потеряно:

‘Так что будьте готовы к тому, что большая часть вашей сознательной жизни иллюзорна. Однако, тем не менее, держитесь за фундамент, на котором Декарт построил свою великолепную концепцию (неважно, насколько неудовлетворительной она оказалась в других отношениях): все остальное могло бы быть иллюзией, однако факт, что у вас есть сознательная жизнь не может быть иллюзорным. Поскольку иллюзии создаются в сознании, то отсутствие сознания ведет к невозможности иллюзии.’

Это одна из причин, почему обычная научная парадигма не может справится с неподдающейся проблемой.

Сознание и интеллект (9-10)

Как уже отмечалось, Джеффри Грей отделяет сознание от интеллекта, человеческого языка и самосознания. В этой связи он рассматривает кибернетических агентов, компьютеры и роботов. В книге разбирается тест Тьюринга и китайская комната Сёрла. Вывод — построить роботов с сознанием можно будет только в случае понимания процесса возникновения сознательных восприятий в мозге человека.

Сводимость биологии к физике (11)

Джеффри Грей честно пытается объяснить биологию в рамках редукционизма. Например, он не возражает, что биология сводится к физике и химии, только в этом случае необходимо добавить обратную связь. В этом смысле организм можно представить себе как набор ПИД-регуляторов, которые поддерживают соответствующие параметры на нужном уровне. К этому добавляется естественный отбор, но, как утверждается, в этом нет ничего таинственного.

К сводимости сознания (12)

В то же время Джеффри Грей отмечает, что сведение сознательных восприятий не проходит. Он разбирает утверждение Сёрла, что сознание также относится к нейронам, как влажность к атомам. С точки зрения Грея такое не проходит, поскольку кибернетический агент прекрасно работает на уровне бессознательных процессов без сознательных восприятий:

‘Именно потому, что построения научной теории данного типа (физикализм) без упоминания сознания было настолько успешным, нет никаких оснований вообще для включения сознательного восприятия в эти научные теории. Для существующих научных теорий наличие сознания в принципе является позором. Существующая теория нейронауки прекрасно работает без рассмотрения сознания и соответственно не может объяснить сознание.’

Вопрос именно в том, почему бессознательных процессов оказалось недостаточно и по ходу эволюции возникла необходимость в сознательных восприятиях. В книге Джеффри Грей достаточно подробно разбирает существующие теории сознания в нейронауке, такие как эпифеноменализм, функционализм, глобальное нейронное пространство, нейронные корреляты сознания и др. С его точки зрения ни одна из теорией не дает удоблетворительного объяснения наблюдаемым феноменам.

Проблема связывания (13)

Нерешенная проблема в нейрофизиологии — это проблема связывания (binding problem). После переработки сигналов от органов чувств создается совместная трехмерная картина, в которое сочетается зрения, слух, обоняние, осязание, чувство равновесия и положения в пространстве.

В случае зрения человек сознательно воспринимает целый объект, например, красный воздушный змей. Важно отметить, что цвет и форма объединены вместе в один объект, который имеет вполне определенное положение в пространстве.

Грубого говоря, у Грея феноменальное сознание играет роль трехмерного монитора, где данные от разных подсистем совмещаются в единую картину. Поскольку в современной научной картине мира такому места нет, требуется смена парадигмы.

Квалиа (14)

В книге Джеффри Грей широко использует понятие квалиа, чтобы подчеркнуть отличие сознательных восприятий от возбуждений нейронов. Отмечу, что я познакомился с ‘квалиа’ именно в этой книге и что изложение Грея более близко к естественнонаучному стилю по сравнению с тем, что я потом встречал у философов. По сути дела у Грея сознательное восприятие отождествляется с квалиа.

Сознание у животных (15)

Естественно, возникает вопрос, есть ли сознательные восприятия (феноменальное сознание) у животных. В книге Грея описан эксперимент с обезьянами на основе бинокулярного соперничества. См. описание в заметке Чувства на языке дельфинов.

Синестизия и агнозия (16 — 18)

В книге Джеффри Грея подчеркивается, что сознательное восприятие возникает после интенсивной работы естественных нейронных сетей. Для иллюстрации этого факта Грей подробно описывает синестизию (появление цветов, связанных со звуками или формами) и агнозию (нарушение распознавания объектов из-за повреждений в мозге).

Эволюционная роль сознания — позднее обнаружение ошибок (19)

Сознательной восприятие формируется в ходе эволюции и поэтому Джеффри Грей ищет эволюционную роль сознания. На этом пути он предполагает, что сознание играет роль позднего обнаружения ошибок (late error detection) и это обстоятельство может объяснить роль сознания в эволюции.

Концепция позднего обнаружения ошибок связана с тем, что он представляет себе организм состоящий из множества независимых контроллеров, которые работают на подсознательном уровне. На этом уровне все работает достаточно быстро. Тем не менее, затем требуется синхронизация всех контроллеров для того, чтобы обновить поставленные им задачи. Эту задачу Грей отводит сознательным восприятиям и она уже решается в больших интервалах времени.

Боль нужна не для того, чтобы отдернуть палец — боль появляется, когда палец уже отдернут. Цель боли — перестройка работы внутренних контроллеров.

Роль сознания в причинно-следственных связях (20)

В схеме, приведенной на слайде (6) сознательные восприятия играют роль в причинно-следственных связях — см. красные стрелки на новой схеме. С точки зрения Джеффри Грея это происходит следующим образом:

1) Мозг создает сознательные восприятия в форме, отличающейся от обычной электрохимической активности.

2) Мозг исследует созданный дисплей.

3) Результаты используются для управления возбуждением нейронов.

Связь сознательных восприятий и реальности (21)

Джеффри Грей не использует понятия ‘теория виртуального мира’, но он отдает себе отчет, что мир сознательных восприятий отличается от внешнего мира. В одном месте он обсуждает насколько один мир похож на другой, включая в рассмотрение Канта. Обсуждение заканчивается следующим утверждением:

‘Чтобы объяснить хорошее соответствие между сознательными восприятиями и внешней реальностью, философ-идеалист Беркли привлек Бога. В наш более материальной мир мы благодарим за это Эволюцию.’

Следует отметить, что взгляды Беркли, как обычно, истолкованы неправильно, но идея должны быть понятна. В этой связи хочу обратить внимание на книгу — Дональд Хоффман: Аргумент против реальности — в которой утверждается, что эволюция как раз не приводит к соответствию между мирами, поскольку эволюция предпочитает истине выживание.

Будущие теории сознания (22)

Джеффри Грей говорит о необходимости смены физикализма на другие парадигмы, но в книге из альтернатив упоминаются только дуализм и панпсихизм.

Томас Метцингер (24)

В то время я также пробовал читать Метцингера и мне почему-то у него понравилось следующее:

‘ «Автоматическое эпистемическое закрытие» является эпистемологической, а не (по крайней мере не в первую очередь) феноменологической концепцией. Это относится к «встроенному слепому пятну», структурному дефициту, встроенному в возможности получить знания о себе.’

‘Нет ничего таинственного в этом «закрытии» — оно может быть связано с эволюционным преимуществом: оно дает возможность системе фокусироваться на результатах ее активности, и не затеряться в интроспективном исследовании шагов, которые к ним привели.’

‘Сознательный опыт жестко ограничивает наши возможности обретения опыта о самих себе.’

Физикализм (25 — 26)

В то время я участвовал в обсуждении физикализма и сознания на everything-list. Если сказать, что математика — это результат работы нейронных сетей, то возникает вопрос, почему математические уравнения могут описать вселенную даже тогда, когда человека не было. Также непонятно, что, например, происходит с числом Пи. Если Пи является результатом работы нейронных сетей, то число Пи то существует, то нет.

Для обсуждения этого вопроса я предложил мысленный эксперимент — Два математика в бункере и Пи — для выяснения отношений между математикой и физикализмом. Мы не можем изучать возникновение математики, зато мы в состоянии изучить тепловую смерть двух математиков в бункере. Наверняка для славы науки можно найти добровольцев. Два математика сажаются в полностью изолированный бункер, где у них есть достаточное количество кислорода и еды, чтобы доказать существование числа Пи. Когда кислород и еда закончатся, математики умирают. Эксперимент моделирует тепловую смерть Вселенной в локальном масштабе. Вопрос для изучения: когда число Пи существовало в бункере во время проведения эксперимента.

Панпсихизм (27)

Показано мое отношение к панпсихизму:

Я как-то пошел в итальянский ресторан. Я взял бокал красного итальянского вина и сырное ассорти с салатом, пепперони и хлебом, что все вместе доставило мне громадное удовольствие. Не могу сказать, получили ли удовольствие вино, сыр, салат, хлеб и пепперони, но никаких возражений по этому поводу не имею.

См. также: Панпсихизм как исследовательская программа?

Информация

Jeffrey A. Gray, Consciousness: Creeping up on the Hard Problem, 2004.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/322232.html


Опубликовано

в

©