Ньютон, Бог и стабильность солнечной системы

Читая ‘Тирания науки’ Файерабенда (Paul Feyerabend, The Tyranny of Science), я наткнулся на любопытную историю о Ньютоне. Вначале однако восприятие истории, которое осталось у меня со времен школы и университета. Цитирую Капицу, который неплохо передал то, что нам тогда вещалось

С.П. Капица
Сколько людей жило, живет и будет жить на земле

‘Методологические корни этого лежат глубоко, и их следует искать в успехе классической механики, когда, начиная с Ньютона, была продемонстрирована необыкновенная мощь и результативность такого подхода [134]. Поэтому первая мысль исследователей общества состояла в том, чтобы повторить этот путь, найти общие законы развития общества и на этой основе управлять им, подобно тому, как, зная законы небесной механики, можно не только предвычислить движение планет, но и направить к ним космические ракеты. Ведь Ньютону же принадлежит тезис Hypothesis non fingo — Я гипотез не измышляю, — подразумевая под гипотезами широкие априорные обобщения вместо законов движения, из которых уже следуют конкретные формулы и ясные результаты. К сожалению, в науках об обществе многие измышляли и измышляют гипотезы…’

На самом деле, как оказалось, все было гораздо интереснее. Когда Ньютон предложил закон тяготения, он осознал, что планеты не только притягиваются к Солнцу, но также взаимодействуют между собой. Соответственно он применил свой закон к Юпитеру и Сатурну. На уровне своей математики и тех данных, что у него были в наличии, у него получилось, что солнечная система нестабильна, причем так, что это противоречило всему, что было уже тогда известно. Это обстоятельство однако Ньютона несколько не смутило, поскольку согласно его представлениям для таких случаев и существует Бог, чтобы вот содействовать стабильности своего творения. Именно так Ньютон и написал в своем труде. Забавно, не правда ли?

Обсуждение

http://trv-science-ru.livejournal.com/119029.html

Я нашел цитату из Ньютона в немецком переводе, она по моей ссылке, см. Gott als kosmischer Gastarbeiter.

У Ньютона, к слову сказать, также можно найти работы по теологии. В этом отношении он похоже был нормальным теистом, в отличие от Лейбница, который придерживался взглядов деизма. Лейбниц в отличие от Ньютона считал, что бог является идеальной созидающей силой и таких ляпов допустить не может. Файерабенд очень веселится по этому поводу.

________________________

Здесь открытый вопрос, что было значимым результатом для самого Ньютона.

Однако, с моей точки зрения, это история интересна, как научные открытия делались и делаются на самом деле. Идеальная схема, например, которую описал Капица, похоже очень далека от реальной жизни.

________________________

Я согласен, что возможны разные реконструкции исторических события. Однако, собственно говоря, Фейерабенд утверждает только, что теории и общетеоретические представления живут своей отдельной жизнью и их связь с наблюдениями крайне опосредована. Естественно, что Фейерабенда интересовали смены научных парадигм, решение головоломок в рамках устоявшейся научной концепции — это уже не так интересно.

На примере Ньютона как раз очень хорошо видно взаимодействие между концепцией и фактами. В рамках общепринятой концепции о преимуществе научного метода, фраза Ньютона «Гипотез не измышляю» рассматривается как важный исторический факт и приводится на каждом шагу. В то же время привлечением Ньютоном бога рассматривается как выброс и замалчивается. То есть, как и писал Фейерабенд, именно принятая концепция определяет, что является фактом, а что нет.

________________________

Также http://ru-philosophy.livejournal.com/1345880.html

Здесь система не любит ссылочки. Поэтому попробую так

«blind fate could never make all the planets move one and the same way in orbs concentric, some inconsiderable irregularities excepted, which may have risen from the mutual actions of comets and planets upon one another, and which will be apt to increase, till this System wants a reformation.»

Если вы поищете в Google эти предложения, то сразу же найдете. Также см. английскую Википедию Isaac_Newton’s_religious_views.

Я вначале тоже не поверил, однако потом нашел целый набор статей на тему стабильности Солнечной системы. Эти ссылки у меня в английском блоге (God as a Cosmic Operator). Все сходится. Действительно очень забавно.

________________________

Я вас не понимаю. Все историки согласны с тем, что я сказал. Здесь надо просто взять и прочитать, что Ньютон по этому поводу сам написал. Если вы найдете историка (только пожалуйста не ссылку из российской Википедии, а ссылку на работу историка), который по-другому интерпретирует слова Ньютона, пожалуйста напишите.

Унизительна такая роль для бога или нет, это особого отношения к делу не имеет. С точки зрения Ньютона такая роль для Бога была вполне приемлема.

Если мы говорим про историю, так давайте говорить про историю. История начинается с трудов автора. Далее историки анализируют их, анализируют дополнительно другие документы, делают свои интерпретации. Однако если кто-то игнорирует труды автора, то это говорит не в его пользу.

________________________

Пока это только ваши домыслы. Я боюсь, что они никак не согласуются с имеющимися знаниями.

1) У Ньютона Солнечная система нестабильна. Ему нужен бог для поддержки стабильности Солнечной системы. Поэтому у него бог не просто так, а органичная часть его работы.

2) Историкам доступны также не опубликованные документы. Если бы ваша версия была верной, то что-то бы осталось.

3) Во время Ньютона было уже много атеистов. К слову сказать, в предисловии ко второму изданию Principia написано, что

The book ‘will be the safest protection against the attacks of atheists, and nowhere more surely than from this quiver can one draw forth missiles against the band of godless men.’

(Книга будет самой надежной защитой против атаки атеистов, и нигде нельзя найти лучшего колчана, из которого всегда можно вытянуть стрелы против банды безбожников.)

Таким образом бог органично входил в Principia и ваша гипотеза не подтверждается.

4) Вам нужно определить, что вы понимаете под официальным богословием, поскольку во время Ньютона католическая церковь была уже расколота. На Континенте появились протестанты, в Англии была же англиканская церковь, которая не подчинялась Риму. Я даже не говорю, что в России была православная церковь, которая враждовала со всеми течениями упомянутыми выше.

____________________

Расчеты у Ньютона я сам не видел. Здесь вполне возможно, что надо было бы написать более аккуратно. В свое время, когда я прочитал про эту историю, я нашел

Jacques Laskar, Stability of the solar system

Scott Tremaine, Is the Solar System Stable?

где авторы начинают с Ньютона (поэтому я не стал искать дальше), но расчеты ведут от Лапласа.

‘The problem of solar system stability was a real one, since after Kepler, Halley was able to show, by analyzing the Chaldean observations transmitted by Ptolemy, that Saturn was moving away from the Sun while Jupiter was moving closer. By crudely extrapolating these observations,one finds that six million years ago Jupiter and Saturn were at the same distance from the Sun. In the 18th century, Laplace took up one of these observations.’

____________________

18.02.24 Задача, которой почти 350 лет

Alexei Tsvelik ‘Недавно в престижном журнале Physical Review X 13, 021018 (2023) была опубликована очередная попытка разрешить проблему. Статья под названием «Характерные времена хаотизации для внутренних планет Солнечной системы: спектр Ляпунова и квази-интегралы движения” (F. Mogavero, N. H. Hoang, J. Laskar). Насколько я понял, авторы установили, что система внутренних (т.е. находящихся внутри пояса астероидов) планет нечувствительна к самым сильным возмущениям, идущим от резонансов с планетами-гигантами. Нечувствительность эта обусловлена наличием в системе четырех внутренних планет трех хитрых симметрий, открытых упомянутыми авторами, и связанных с ними законов сохранения. (Связь между симметриями и законами сохранения была установлена Эммой Нетер. Например, импульс системы не меняется, если она находится в однородном пространстве, момент количества движения сохраняется если есть инвариантность относительно поворотов – сферическая симметрия, сохранение энергии требует однородности во времени). Законы сохранения накладывают сильные ограничения на динамику орбит и не допускают ее хаотизации.’


Опубликовано

в

©