Известный американский философ Ричард Рорти выступает на конференции по философии в Мексике. Он обращается к своим латиноамериканским коллегам и говорит следующее. Мы на Западе в борьбе за свободное общество следовали традиции, что философии опирается на прочные основания (foundational philosophy). Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Томас Джефферсон: Бог хочет, чтобы мы были свободными и жили в свободном обществе. В настоящее время в двадцатом веке мы живем в демократическом обществу, у нас есть свои проблем, но мы движемся к обществу, где все равны. Исходные идеи сработали достаточно неплохо.
Вы, которые в настоящее время живете при диктатурах, несомненно хотели бы также опереться на философию, которая доказывает, что свобода лучше диктатур и либеральное обществе лучше, чем авторитарный режим. К сожалению я, как философ второй половины двадцатого века должен вам сказать, что такое уже невозможно. Единственная причина, к которой может прибегнуть современный философ для обоснования борьбы за свободу — это этноцентризм.
Источник
Lawrence Cahoone, Modern Intellectual Tradition: From Descartes to Derrida, 32. Rorty and the End of Philosophy.
По всей видимости имелась речь Рорти (хотя точную информацию я не смог найти):
Richard Rorty, From Logic to Language to Play, Plenary Address to the InterAmerican Congress, American Congress of Philosophy held in Guadalajara, Mexico, 1985.
Новейший философский словарь. 2012
Этноцентризм — свойство индивида, социальных групп и общностей (как носителей этнического самосознания) воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.
Обсуждение
http://evgeniirudnyi.livejournal.com/84025.html
31.01.23 Ричард Рорти как русский философ
‘Рорти сразу же отвергает помощь со стороны религии и науки. Ни наука, ни религия не способны преодолеть метафизическое мировосприятие, поскольку и та, и другая зависят от него. Наука и религия – это та же метафизика, потому что наличие объективной или же абсолютной истины является необходимым условием для их существования в качестве соответствующих интерпретаций сущего. Религия разбивает мир на праведный и грешный, заставляя человека стремиться к призракам; наука разделяет действительность на феноменальную и объективную, в результате чего человек теряет себя и сам становится призраком. Дело, однако, заключается в том, чтобы оставаться просто человеком и перестать казаться чем-то другим; нужно быть достаточно скромным и в то же время достаточно смелым для того, чтобы не стесняться быть человеком – не человеком вообще, а человеком конкретным, с определёнными целями, находящимся в определённой ситуации и имеющим своё имя. Но это означает, что вопрос о «что» следует заменить вопросом о «кто».
Вопрос о «кто» не является метафизическим – это, скорее, политический вопрос: отвечая на вопрос «Кто я?», мы причисляем себя к определённому сообществу, для которого ктойность выступает не метафизическим определением сущности, а практическим правилом общежития, благодаря соблюдению которого и образуется данное сообщество. Правильнее поэтому спрашивать: «Кто мы?». Именно в такой форме, полагает Рорти, этот вопрос является основным вопросом философии.’
Рыбас, А. Е. Ричард Рорти как русский философ, Вече. – 2017. – № 29. – С. 99-176.