Карл Поппер об эволюции и креативной Вселенной

Предпоследняя лекция курса Современная интеллектаульная традиция: от Декарта до Дерриды была посвящена возрождению концепции возникаемости (The Reemergence of Emergence) в ней кратко упоминались слова Поппера о креативности Вселенной.

Я нашел речь исходную речь Поппера Естественный отбор и возникновение разума (Natural Selection and the Emergence of Mind)

http://www.informationphilosopher.com/solutions/philosophers/popper/natural_selection_and_the_emergence_of_mind.html

Речь Поппера также доступна в переводе на русский язык

http://evolkov.net/PopperK/Evolution.Epistemol.&.SocSciences/Popper.K.Natural.Selection.&.Emergence.of.Mind.html

Поппер подчеркивает, что он придерживается не модной в настоящее время концепции взаимного воздействия сознания и мозга. Действительно в нейрофизиологии можно лекго увидеть спайки нейронов и затем магическим образом возникающее из  них сознание, однако механизм воздействия сознания на спайки нейронов остается неподвластным науке.

Поппер отвергает претензии науки на полноту познания

‘Важно осознавать, что наука не высказывается по «вечным» вопросам — о тайнах бытия или о назначении человека в этом мире.’

и претензии ряда ученых, что этических принципов не существует:

‘Многие хорошо это понимают. Однако некоторые великие ученые и многие менее великие делали из этого неверные выводы. Тот факт, что наука не может высказываться по поводу этических принципов, принимали за указание на то, что таких принципов не существует, в то время как на самом деле поиск истины подразумевает этику.’

Попперу претит сама идея, что творчество возникает в рамках механистической картины природы (например как результат спайков нейронов):

‘Я думаю, что ученые, несмотря на весь свой скептицизм, должны признать, что Вселенная, или природа, или как бы ее ни называть, способна на творчество. Ведь она создала людей-творцов: она создала Шекспира, и Микеланджело, и Моцарта, и, как следствие, косвенным образом — их произведения. Она произвела Дарвина и таким образом создала теорию естественного отбора. Естественный отбор уничтожил доказательство чудесного целенаправленного вмешательства Творца. Однако он оставил нам чудо творческого начала Вселенной, жизни и человеческого разума. Хотя науке нечего сказать о персонифицированном Творце, факт возникновения нового и факт творчества трудно отрицать. Я думаю, что сам Дарвин, который не смог «отмахнуться от этих вопросов», согласился бы с тем, что, хотя идея естественного отбора открыла целый новый мир для науки, она не устранила из нарисованной наукой картины Вселенной чуда творчества; не устранила она и чуда свободы — свободы творить и свободы самим выбирать себе цели и задачи.’

В речи Поппера есть интересные рассуждения, является ли теория естественного отбора тавталогией или нет. Поппер отвергает взгляды Гексли на сознание как эпифеномен и повторяет свою концепцию трех миров

‘Конечно, я очень хорошо сознаю тот факт, что доктрина взаимодейстия предельно старомодна. И все-таки я стою за взаимодействие и старомодный дуализм (за одним исключением: я отвергаю существование так называемых «субстанций»); я даже защищаю плюрализм, поскольку я утверждаю, что существуют три (а может быть и больше) взаимодействующих уровня, или области, или мира: мир 1 физических объектов, событий, состояний, процессов, включая тело и мозг животных; мир 2 психических состояний; и мир 3, который состоит из произведений человеческого духа, особенно произведений искусства и научных теорий.’

Интересное следствие из взглядов Гексли:

‘А еще, как я упоминал ранее, есть философы, которые вообще отрицают существование разума; разговоры о разуме или о состояниях сознания они считают пустой болтовней — словесной привычкой, которая неизбежно исчезнет, как разговоры о ведьмах, в процессе развития науки и особенно в результате исследований мозга.’

В заключение еще одна цитата про креативную Вселенную:

‘Как я уже говорил, я считаю, что мы должны признать творческий или изобретательский характер Вселенной. Во всяком случае она обладает способностью к творчеству в том смысле, в каком этой способностью обладают великие поэты, великие художники и великие ученые. Когда-то во Вселенной не было поэзии; когда-то не было и музыки. Позже они появились. Очевидно, никуда не годилось бы, если бы в виде объяснения этого мы приписали атомам, или молекулам, или даже низшим животным способность творить (или, может быть, прото-творить) некую предшественницу поэзии, именуемую прото-поэзией. По-моему, это было бы не лучше, чем приписать атомам или молекулам прото-психику, как поступают панпсихисты. Нет, великая поэзия ясно показывает, что Вселенная обладает способностью создавать нечто новое.’

Источники

Karl Popper, Natural Selection and the Emergence of Mind, Dialectica, Volume 32, Issue 3-4, pages 339–355, December 1978.

Lawrence Cahoone, Modern Intellectual Tradition: From Descartes to Derrida, 35. The Reemergence of Emergence.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/84442.html


Опубликовано

в

,

©