Квантовое самоубийство

Сегодня услышал в книге Тегмарка описание эксперимента, который теоретически может подтвердить существование параллельных вселенных. Эксперимент называется квантовое самоубийство и я нашел его неплохое описание на русском языке:

Квантовое самоубийство и квантовое бессмертие, 20 October 2007, scienceblog.ru

‘В двадцатом веке стало известно, что существует субъективное расщепление реальности в мультиверсе. Его пример был предложен Максом Тегмарком под названием «квантовое бессмертие». Эксперимент проходит так. Человек садится перед ружьем, которое направлено в его голову. Это необычное ружье; оно подсоединено к механизму, который измеряет спин квантовой частицы. Каждый раз, когда дергают спусковой механизм, измеряется спин квантовой частицы, или кварка. В зависимости от результата измерения оружие либо выстреливает, либо нет. Если квантовая частица при измерении имела спин, вращающийся по часовой стрелке, оружие выстреливает. Если кварк двигался против часовой стрелки, выстрела не будет. Тогда произойдет только щелчок.’

Исходная описание эксперимента в статье Макса Тегмарка (см. раздел B. Quantum suicide):

Tegmark, Max. The interpretation of quantum mechanics: Many worlds or many words? Fortschritte der Physik: Progress of Physics 46, no. 6‐8 (1998): 855-862

Было бы интересно послать эту статью Тегмарка в комиссию РАН по борьбе с лженаукой и получить ее заключение по этому поводу. Cогласно Google Scholar, статья Тегмарка цитировалась более 200 раз.

12.07.2015 Макс Тегмарк: Свобода воли как незнание своего местонахождения в параллельных мирах

В рассуждениях физиков иногда проскакивает обсуждение проблемы воли. Например, Стивен Хокинг в своей книге Высший замысел сходу заявляет, что свобода воли — это иллюзия. Его логика сводится к тому, что фундаментальные законы физики определяют все процессы, в которых места для свободы воли просто нет.

Стивен Вольфрам уверен в том, что законы физики детерминистичны, но он оставляет лазейку для свободы воли в виде принципа вычислительной несводимости (computational irreducibility). Последний сводится к утверждению, что во многих случаях невозможно уменьшения числа вычислительных операций, следовательно демону Лапласу для повторения процесса потребуется точно такое число операций. В этом случае предсказание будущего становится принципиально невозможным.

Макс Тегмарк в книге ‘Наша математическая вселенная‘ делает следующее заявление. Есть параллельные вселенные, в которых каждый человек присутствует в виде множества двойников. Развитие всей совокупности параллельных вселенных детерминистично и расчет может принципиально предсказать поведение всех двойников. Что с точки зрения Тегмарка принципиально невозможно — это знание о том, поведение какого из всех двойников будет соответствовать будущему конкретного человека. Ура, свобода воли в сохранена.

В книге Тегмарка описываются разные уровни параллельных миров. Параллельные вселенные по Эверетту (см. Квантовое самоубийство) Тегмарк относит к третьему уровню. Параллельные миры первого уровня образуются с его точки зрения из-за бесконечного размера нашей вселенной. Современная космология в рамках бесконечной инфляции предсказывает для нашей вселенной плоское бесконечное пространство, из чего следует, что в бесконечном пространстве можно найти бесконечное число областей, которые отделены друг от друга конечностью скорости света. В бесконечных мирах первого уровня можно найти бесконечное количество двойников человека, поскольку физические законы в параллельных мирах первого уровня одинаковы.

Теперь Тегмарк делает интересный ход — он объединяет параллельные миры первого и третьего уровня между собой. Логика сводится к тому, что все параллельные миры первого уровня описываются одной волновой функцией, следовательно расщепление человека при квантовом измерении должно соответствовать двойникам в параллельных мирах первого уровня.

Приведу ссылочку на статью Тегмарка по этому поводу

Aguirre, Anthony, and Max Tegmark. Born in an infinite universe: a cosmological interpretation of quantum mechanics. Physical Review D 84, no. 10 (2011): 105002.

где в резюме говорится, что квантовая неопределенность сводится к неспособности наблюдателя найти себя в коллекции параллельных миров первого уровня. Таким образом мы одновременно находим решение квантовых парадоксов и в качестве бонуса получаем свободу воли.

Статья согласно Google Scoolar уже цитировалась более 70 раз. Свободный полет фантазии человеческой мысли действительно безграничен.

04.11.2014 В какой из вселенных я нахожусь?

Наткнулся на сообщения в российской прессе о параллельных мирах. Вот, например, что пишет Комсомольская Правда (3 ноября 2014) в заметке ‘Ученые: Параллельные миры существуют’

‘Американские ученые сделали вывод о том, что параллельные миры существуют. Специалисты уверены: только так можно объяснить большинство феноменов, которые часто происходили на протяжении всего времени существования Земли.’

Я не поленился и нашел исходную статью американских ученых (см. ниже). Можно увидеть некоторую разницу между тем, что пишет Комсомольская Правда и американские ученые, но в целом телефон оказался не таким уж испорченным. Комсомольская Правда взяла информацию из Daily Mail, журналисты из Daily Mail похоже действительно общались с авторами статьи.

Итак вот первые три предложения непосредственно из резюме статьи:

‘Мы исследуем можно ли понять квантовую теорию как континуальный предел механической теории, в которое есть огромное но конечное число классических «миров», и квантовые эффекты возникают исключительно из универсального взаимодействия между этими мирами, без ссылки на волновую функцию. В данном контексте, «мир» означает всю вселенную с четкими свойствами, определяемыми по классической конфигурации частиц и полей. В нашем подходе каждый мир развивается детерминировано, а вероятности возникают только из-за незнания наблюдателя о том, в каком мире он находится, и мы показываем, что в пределе бесконечного числа миров волновая функция может быть восстановлена ​​(в качестве вторичного объекта) из движения этих миров.’

Что ж, можно только пожалеть журналистов, которым по долгу службы приходится доносить такие новости с фронта науки до простых обывателей.

Следует отметить, что реакция публики в комментариях к заметке в Комсомольской Правде вполне осмысленна. Нормальная человеческая психика вполне устойчива к параллельным мирам. Мне лично понравился такой ответ:

‘нам тоже известно это явление не по наслышке. были однажды на рыбалке, к ночи сварили уху и сели, двух бутылок на троих не хватило. послали братана евлампия, его не было до следующей ночи. пришел пьяный в дымину с тремя пустыми бутылками и сказал что ни туда ни обратно по дороге никого не встречал, не пил и не ел. почему спросили ты такой кривой, а он говорит — не знаю.’

Michael J. W. Hall, Dirk-André Deckert, and Howard M. Wiseman
Quantum Phenomena Modeled by Interactions between Many Classical Worlds, Phys. Rev. X 4, 041013

24.07.2015 Сознание по Тегмарку

‘I think that consciousness is the way information feels when being processed in certain complex ways.’

‘Я считаю, что сознание является путем, которым информация чувствует себя, когда она обрабатывается определенными сложными методами.’

Что ж, у физиков очень своеобразное ощущение бытия.

Также

Вопрос: Почему мы воспринимаем мир вокруг нас как динамическую иерархию объектов, которые сильно интегрированы и относительно независимы?

Ответ: Найдено, что в этом центральную роль играет тензорная факторизация матриц.

Tegmark, Max. Consciousness as a state of matter. Chaos, Solitons & Fractals 76 (2015): 238-270.

28.07.2015 Тегмарк в Рунете

Посмотрел, что пишут про Тегмарка на русском языке. Приведу две ссылочки. Первая переведенная статья Тегмарка на Полит.ру. Обратите внимание на предложение из предисловия, которое я выделил жирных текстом. Интеллектуалы Полит.ру считают, что Тегмарк занимается настоящей наукой и его гипотезы будут даже скоро экспериментально проверены.

‘Споры и гипотезы о существовании неизвестных нам планет-двойников, параллельных вселенных и даже галактик насчитывают уже многие десятилетия. Все они основываются на теории вероятности без привлечения представлений современной физики. В последние годы к ним добавилось еще представление о существовании сверхвселенной, основанное на проверенных теориях — квантовой механике и теории относительности. «Полит.ру» публикует статью Макса Тегмарка «Параллельные вселенные», в которой выдвигается гипотеза о строении предполагаемой сверхвселенной, теоретически включающей в себя четыре уровня. Однако уже в ближайшее десятилетие у ученых может появиться реальная возможность получить новые данные о свойствах космического пространства и, соответственно, подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.’

Макс Тегмарк, Параллельные вселенные, 19 апреля 2006, polit.ru

Вторая ссылка мне больше по душе. В ней рассказывается о восприятии параллельных миров на бытовом уровне.

Леонид Шифман, Гипотеза Тегмарка

Также. Интересный рассказ, связанный с котом Шрёдингера

Грег Бир, Чума Шрёдингера

27.03.23 Безопасное квантовое самоубийство

Сторонники многомировой интерпретации квантовой механики уже давно обсуждают мысленный эксперимент, который может доказать желающим истинность идей Хью Эверетта, III. Тем не менее, они не рекомендуют воплощение эксперимента в жизнь, поскольку есть небольшой риск, что интерпретация все-таки окажется неверной.

У физиков появилась новая идея, которая устраняет этот риск. В препринте ‘Поддающиеся фальсификации тесты для теорий, управляющих сознательным опытом индивида, пересекающего мультивселенную «многих миров» Эверетта’ предполагается, что возможно поставить эксперимент, в котором вместо смерти будет использовано, например, видение цвета.

Sagona-Stophel, Steven. Falsifiable Tests for Theories that Govern How an Individual’s Conscious Experience Traverses Everett’s »Many-Worlds» Multiverse. arXiv preprint, (2023).

В любом случае эксперимент представляет собой физику от первого лица:

‘Эти эксперименты должны быть проведены только вами, мой читатель. Если это будет сделано кем-либо кроме вас, то вы заметите, что человек, проводящий эксперимент, будет наблюдать результат, который не является интересным или отличающимся от того, что уже известно о квантовой механике. Насколько нам известно, это должно быть первым в истории современным экспериментом, который имеет смысл только в том случае, если эксперимент проводите вы лично, мой читатель.’