Я как-то попытался посмотреть фильм Деррида, где в роли главного актера играл сам Жак Деррида (фильм документальный). Фильм мне показался слишком занудным и я его до конца не досмотрел. Мне только понравилось, как Деррида ответил на вопрос, что он хотел бы увидеть в документальном фильме про философа прошлого. Деррида по-простому сказал, что его бы пожалуй заинтересовала сексуальная жизнь философа.
Мне вспомнился этот ответ после просмотра фильма Любовники Кафе Де Флор, где рассказано про непростые отношения Сартра и де Бовуар. Должен сказать, что до просмотра фильма я слышал про философию Сартра и даже слушал его книги про эмоции, но на этом мое знание ограничивалось. Про Симону де Бовуар и ее роль в жизнь Сартра я ничего не знал.
Для тех, у кого знание про отношения между Сартром и де Бовуар находятся на моем уровне до просмотра фильма, я бы рекомендовал следующее.
1. Прочитать короткую заметку, которая обозначит главных героев
Нетрадиционный брак: Симона де Бовуар — Жан-Поль Сартр
2. Посмотреть фильм. Интересно отметить, что фильм не переведен с французского на английский и немецкий. Вначале я хотел даже заказать фильм, но не тут было: в продаже были доступны копии только на французском языке. К счастью российские граждане перевели фильм на уровне субтитров и в таком исполнении фильм можно найти например на youtube. В начале фильма честно написано, что фильм не для всех.
3. После фильма можно почитать, что найдет поиск: История любви Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар.
P.S. Как оказалось, есть еще один фильм про Сартра, который можно рассматривать как продолжение Любовники Кафе Де Флор:
Сартр, годы страстей
См. также
Отзыв на фильм Деррида: http://vasilek.livejournal.com/65533.html
Обсуждение
http://evgeniirudnyi.livejournal.com/119664.html
14.02.2015 Как Сартр решил заниматься феноменологией
Сартр сидел с друзьями в кафе и потягивал коктейль. Сартр спросил, не знает ли кто-нибудь, что представляет из себя феноменология, которая так популярна в Германии. Арон показал на коктейль Сартра и ответил, что феноменология — эта такой подход к жизни, когда человек описывает впечатления от выпиваемого коктейля и называет это философией.
Lawrence Cahoone, Modern Intellectual Tradition: From Descartes to Derrida, 19. Rise of 20th-Century Philosophy—Phenomenology.
http://evgeniirudnyi.livejournal.com/82200.html
26.10.2014 Сартр: Сознательное и бессознательное
К вопросу, кто кого контролирует сознательное бессознательное или наоборот, сравним две ситуации.
1) Я смотрю на текст, появляющийся на экране моего компьютера, когда я печатаю текст вслепую. В данном случае по идее следует сказать, что я не контролирую осознанно движение моих пальцев.
2) Я смотрю на текст появляющийся на экране компьютера моего коллеги. Я осознанно вижу как движение его пальцев, так и появляющийся текст.
Несмотря на неосознанное движение моих пальцев в ситуации 1), следует сказать, что я контролирую появляющийся текст в 1) и не контролирую появляющийся текст в 2).
Источник: Ж.-П. Сартр, Очерк теории эмоций, 1948 (пишущая машинка заменена мною на компьютер)
http://evgeniirudnyi.livejournal.com/66193.html
26.10.2014 Ад — это другие
Посмотрел пьесу Сартра Закрытое общество (Geschlossene Gesellschaft) в экранизации немцами 1959 года.
Трех незнакомых людей в аду помещают в одну комнату на вечное поселение. Комната выглядит вполне прилично — полная противоположность картинам Босха. Мужчина например жалуется только на то, что у него забрали зубную щетку.
Мужчина и две женщины начинают общаться между собой. Вот тогда-то и начинается настоящий ад. М-да … Босх в сравнении с Сартром смотрится пожалуй как гуманист.
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/66391.html
«Хозяин ада на выдумки горазд!»
18.10.2014 Сартр: Эмоция как магическое превращение мира
Ж.-П. Сартр, Очерк теории эмоций, 1948
«Психология является дисциплиной, которая претендует на то, чтобы быть позитивной, т е. она хочет иметь своим источником исключительно опыт.»
«В результате оказывается, что психология, поскольку она считает себя наукой, может дать только некую сумму разнородных фактов, по большей части никак не связанных друг с другом. Что может быть более различным, чем учение о стробоскопической иллюзии и о комплексе неполноценности? Этот беспорядок не случаен, а проистекает из самих принципов психологической науки. Ожидать факт — это значит, по определению, ожидать нечто изолированное, это значит предпочитать, в соответствии с позитивистской установкой, случайное существенному, возможное необходимому, беспорядок порядку Это значит принципиально отбросить сущность в будущее: «Это потом, когда мы соберем достаточно фактов». Психологи действительно не отдают себе отчета в том, что, нагромождая случайности, так же невозможно достигнуть сущности, как невозможно прийти к единице, бесконечно добавляя цифры справа от 0,99. Если их целью является только накопление частичных знаний, то сказать тут нечего; просто не видно, что за интерес в этой работе коллекционера.»
«Теперь мы можем понять, что такое эмоция. Это превращение мира. Когда намеченные пути становятся слишком трудными или когда мы не видим пути, мы не можем больше оставаться в этом мире, столь требовательном и трудном. Все пути перекрыты, однако нужно действовать. Тогда мы пытаемся изменить мир, т. е. пережить его, как если бы отношения вещей к их потенциальным свойствам регулировались не детерминистскими процессами, а магией. Нужно понять, что речь идет не об игре: мы здесь загнаны в тупик, и мы бросаемся в это новое отношение со всей силой, которой мы располагаем. Нужно понять также, что эта попытка, как таковая, не является сознательной, потому что тогда она была бы объектом размышления. Она есть, прежде всего, принятие новых отношений и новых требований. Просто поскольку принятие объекта невозможно или оно вызывает невыносимое напряжение, сознание принимает его или пытается принять иначе, т. е. оно преобразует себя именно для того, чтобы преобразовать объект.»
«Нужно отметить, что те несколько примеров, которые мы только что привели, далеко не исчерпывают всего разнообразия эмоций. Может быть множество других страхов, других печалей. Мы утверждаем только, что все они сводятся к конституированию магического мира с помощью нашего тела как средства волшебства.»
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/64919.html
26.01.2013 Сартр и Другой
Несколько цитат Сартра из Бытие и Ничто
«Природа моего тела отсылает меня к существованию другого и моему бытию-для-другого. Через собственное тело я открываю другой тип существования, столь же фундаментальный, как и бытие-для-себя, — я назову его бытие-для-другого.»
«Стыд – это всегда стыд перед кем-то… Другой – это необходимый посредник между мною и мной же: я стыжусь себя точно так же, как проявляюсь перед другим.»
«У меня есть внешность, у меня есть естество; мой первородный грех заключается в самом существовании другого.»