Впечатления от книги Терренс Дикон, Неполная природа: как разум возник из материи. Терренс Дикон — известный антрополог. Его область исследования характеризуется как объединение эволюционной биологии и нейрофизиологии с целью исследования эволюции человеческого разума.
Начну со сравнения с книгой Адди Просса Что такое жизнь. Концепция мироздания Просса достаточно проста — все построено на редукционизме и биология сводится к химии. С точки зрения химика Просса объяснение мира сводится к дополнительному введению понятия динамической кинетической стабильности, которое позволяет найти объяснение естественного отбора на уровне химии. Далее естественный отбор объясняет все остальное.
Построения Терренса Дикона существенно отличаются от таковых у Адди Просса. В основы мироздания вместо редукционизма Дикон закладывает возникаемость. У Дикона биология не сводится к химии и поэтому невозможно найти обоснование естественного отбора среди неживой природы. Далее Дикон вводит иерархию возникаемостей и таким образом он не ищет сознание среди молекул.
Для химика объяснение мира заканчивается происхождением жизни. Все остальное следует автоматически: эволюция, естественный отбор и все такое. У антрополога же главной проблемой является происхождение разума в ходе эволюции. Разные профессионалы — разные предпочтения.
Следует отметить, что конструкция Дикона основано на введении своих собственных концепций и предлагаемые объяснения даются в рамках своей собственной терминологии. Дикон подробно разбирает вводимые термины и концепции и его книга достаточно толстая (более 550 страниц, ср. с менее 200 страниц в книге Просса).
Мне понравилось начало книги — это, пожалуй, самое интересное в книгах, где предлагаются новые подходы к решению вечных задач. Дикону удалось убедительно показать, что есть еще важные нерешенные задачи, которые его предшественникам никак не удалось решить. Правда, конструктивная часть в этом отношении с моей точки зрения удалась ему хуже.
Терренс Дикон выбрал интересный термин для обозначения необъясненных свойств разума в современной науке: отсутствующие свойства и отсутствующие феномены (absential properties, absential phenomena). Мне такая терминология понравилось. Логика заключается в том, что есть как бы два разных мира, физический и ментальный. В ментальном мире есть цели, значения, интенциональность. В физическом мире удается найти только возбуждения нейронов, углядеть же цели, значения и интенциональность среди нейронов никак не получается.
Дикон считает, что свойства ментального мира реальные и их нельзя объявить иллюзией, как это делают ряд нейрофизиологов и философов. Однако Дикон также считает, что ментальные свойства нельзя объявить фундаментальными свойствами вселенной, как это делают панпсихисты. Именно поэтому он выбрал такой термин. Выражение отсутствующие свойства подчеркивает, что их не удается найти среди атомов, полей и молекул. Автор книги предлагает следующую аналогию. В математике открытие нуля считается важным интеллектуальным достижением. Нуль вроде бы обозначает нечто не существующее, но современная математика была бы невозможна без введения нуля. Можно сказать, что нуль, несмотря на связь с несуществующим играет каузальную роль в математике. По аналогии предполагается, что отсутствующим свойствам также можно найти каузальную роль в физическом мире. Отмечу, что первая глава идет под нумером нуль и называется Отсутствие (Absence).
Глава, следующая за нулевой, называется (W)holes. Здесь обыгрывается похожесть в английском языке между словом целый (холизм) и дыра. Whole обозначает целое, все. Hole с другой стороны дыра. Если в английском целом убрать первую букву получается дыра. Глава посвящена в основном критике и продолжает подчеркивать нерешенность важных проблем. Тем не менее, Дикон намекает, что его решение связано с тем, что дыра также играет свою каузальную роль. Таким образом, предполагается, что у него целое не больше суммы частей, а меньше. Таким образом возникаемость у Дикона построена на слогане «Ничто имеет значение» (одно из прочтений Nothing matters).
Высшие уровни иерархии оказывают каузальное воздействие на нижние, однако при этом с физической точки зрения природа оказывается устроена именно так, как это представляют себе физики. В терминологии Дикона каузальное воздействие оказывают ограничения (constraints) и необходимо сказать, что Дикон уделят значительное время для введения своей концепции каузальности. С первого взгляда каузальность Дикона напоминает собой своеобразный компатибилизм.
Попробую передать идеи Дикона на примере воронки воды в раковине. Если сток закрыт, то мы имеет процесс стремления к равновесию. Если же сток открыт, то образуется воронка — вода проходит через воронку, воронка же подчиняется своей собственной динамике, связанной с геометрическими ограничениями стока раковины. Жизнь — это воронка воды, когда мы убираем раковину. В этом случае процесс образования воронки связан с ограничениями, накладываемым организмом на самого себя (генерация ограничений).
Несмотря на декларацию иерархии возникаемостей большая часть книги посвящена исключительно возникновению жизни. В этом отношении книги Просса и Дикона, пожалуй, вполне сравнимы друг с другом и именно поэтому я приписал книге Дикона метку абиогенез. Выводы правда разные: у Просса жизнь сводится к химии реплицирующихся молекул, у Дикона же жизнь принадлежит телеодинамике, которая накладывает свои каузальные ограничения, несводимые к физике и химии. Должен сказать, что у антрополога Дикона концепция жизни побогаче, чем у химика Просса. Тем не менее, я вначале ожидал большего, мне показалось, что Дикон будет также рассматривать более высокие иерархии возникаемостей. Но вот, уровень «Вихри враждебные веют над нами …» остался полностью вне внимания автора книги о происхождении разума.
В книге Дикона чувствуется влияние биосемиотики и философии Пирса: внутренний мир организма и окружение, законы как привычки, семиозис. Единственно, что Дикон представляет собой часть биосемиотиков, который поставили идеалиста Пирса с головы на ноги. Пожалуй, биосемиотика интересна именно тем, что за одним названием скрываются люди с существенно разными картинами мира.
Коротко про построение книги. Дикон начинает с введения понятия отсутствующие свойства (глава 0 — Отсутствие и глава 1 — Целое/Дыра), которые по ходу книги начинают играть каузальную роль. Далее Дикон критикует существующие объяснения говоря, что они сводятся либо к внутреннему гомункулусу (глава 2), либо к Голему (глава 3) . Затем Дикон рассматривает существующие концепцию телеономии (глава 4) и возникаемости (глава 5) и критикует их.
Позитивные построения начинаются к главы 6 (Ограничение) и далее Дикон вводит иерархию трех динамик: гомеодинамика (глава 7), морфодинамика (глава 8) и телеодинамика (глава 9). Телеодинамика предполагается состоящей из многих уровней, первых из которых является возникновение жизни. В главе 10 Дикон вводит свою концепцию возникновения жизни под названием аутогенез, где он описывает возможный механизм происхождения первого телеодинамического процесса. Следующие три главы посвящены переосмыслению понятий работы (главы 11), информации (глава 12) и значения (глава 13) в рамках предыдущего построения.
Четыре заключительные главы (14: Эволюция, 15: Агент [self], 16: Чувство, 17: Сознание) последовательно распространяют концепцию Дикона на сознание. Мне понравилось использование процесса в качестве объекта рассмотрения. Так, введение агента в рамках рассмотрения протекающих внутренних процессов выглядит более привлекательно, чем поиск границы между организмом и окружением в рамках материальных составляющих того и другого.
Естественно, что содержание книги вызывает много вопросов, в особенности при переходе к чувствам и сознанию. Я, пожалуй, только ограничусь тем, что скажу: «Безумству храбрых поем мы песню.»
В целом я остался доволен тем, что просмотрел книгу. По всей видимости она будет особенно интересна тем, кто не удовлетворен редукционизмом (например в духе Просса), но хочет остаться в рамках физикализма. В конечном итоге, ограничения — это ничто, поэтому в конструкции Дикона, если разобраться, материально остаются только атомы, молекулы и поля. Объяснения же в духе гомеодинамики, морфодинамики и телеодинамики вызывают интересную динамику нейронных сетей, которые находят в этом свой особенный интерес.
Информация
Terrence W. Deacon, Incomplete Nature: How Mind Emerged from Matter
Рецензия на книгу Terrence Deacon. The Symbolic Species
https://kobak.livejournal.com/80332.html