Нельсон Гудмен и ирреализм

Мне хочется более точно понять позицию ирреализма. Поиск привел к работам американского философа Нельсона Гудмена. Ниже несколько цитат про его работы из статьи, которую я нашел в Рунете. Отмечу, что книга Гудмена Ways of Worldmaking (1978) переведена на русский язык — Способы создания миров.

Т.А. Дмитриев, Нельсон Гудмен, Философы двадцатого века. Кн. II. М.: Искусство XXI век, 2004. С. 103—122.

‘Нельсон Гудмен (1906-1998) — выдающийся мыслитель XX века, крупный представитель аналитической философии, логик и эстетик родился в августе 1906 года в Соммервиле (штат Массачусетс, США).’

‘Как и У. Куайн, Гудмен принадлежал к числу последователей Рудольфа Карнапа (1891-1970), американского философа немецкого происхождения, крупнейшего представителя логического позитивизма, внесшего значительный вклад в развитие современной логики и философии науки.’

‘Гудмен в своей статье 1953 года формулирует так называемую «новую загадку индукции». Речь идет о затруднении, с которым сталкиваются при обосновании индуктивных выводов. Если говорить коротко, суть этой проблемы заключается в том, что не всякое обобщение на основе единичных высказываний получает подтверждение на конкретных примерах.’

‘В конечном счете вопрос об обоснованности индуктивных выводов Гудмен рассматривает как вопрос языковой практики. … Тем самым проблема эмпирического подтверждения гипотез превращается в проблему использования языковой терминологии.’

‘Надо сказать, что в отличие от многих своих коллег-аналитиков Гудмен испытывал устойчивый интерес к искусству. Он неплохо разбирался в живописи и коллекционировал картины художников. Это позволило ему взглянуть на искусство в новой перспективе, до того времени не присутствовавшей в дискурсе аналитической философии. Работа «Языки искусства» представляет собой важный этап в философской эволюции Гудмена, поскольку в ней намечается взгляд на науку и искусство как на два равноправных способа постижения и моделирования мира, которому суждено было стать основой его дальнейших философских поисков.’

‘Эта программа находит свое продолжение в произведении Гудмена «Способы создания миров». В данной работе он практически отказывается от использования искусственного формального языка. Помимо всего прочего, это объясняется тем, что в поле его интересов теперь находятся не только наука, но и искусство, а также мир повседневного дискурса.’

‘Свою позицию, изложенную в рассматриваемом произведении, Гудмен характеризует как «радикальный релятивизм со строгими ограничениями, который находит свое выражение в концепции, чем-то родственной ирреализму». Главной мишенью его критических аргументов служит метафизический реализм.’

‘согласно Гудмену, вопрос о том, из каких объектов состоит мир, может быть осмысленно задан только в рамках определенного описания или языковой системы координат: мы не можем проверить ту или иную версию, сравнив ее с миром, который никем не описан, не изображен, не воспринят.’

‘Более того, Гудмен настаивает на том, что не существует и не может существовать одного-единственного правильного описания, изображения или теории мира. Все, что мы можем знать о мире, считает он, содержится в правильных его версиях.’

‘Не существует одной-единственной истинной теории, описания или картины мира. В этом отношении позиция Гудмена с полным правом может быть охарактеризована как плюралистическая.’

‘Обращаясь к рассмотрению воззрений противников плюралистической позиции в философии, Гудмен указывает на их убеждение, согласно которому одна научная система, физика, превосходит все остальные и включает их в себя так, что каждая другая версия должна быть в конечном счете редуцирована к ней или же отклонена как ложная и бессмысленная. … Однако, считает Гудмен, оснований для такой сводимости немного, да и само это требование туманно, поскольку даже физика фрагментарна и непостоянна, а тип и последствия предполагаемой редукции неопределенны.’

‘американский философ приходит к выводу, что миры не создаются из ничего и для их создания используются материалы других миров, поэтому создание — это всегда переделка. Такая переделка ставшего привычным мира в новый происходит путем операций композиции и декомпозиции, упорядочивания, удаления и дополнения, а также деформации.’

‘Одной из особенностей раннего этапа развития аналитической философии науки была ориентация на создание единой науки, воплощающей идеал унифицированного знания. Исходя из своей релятивистской позиции, Гудмен предлагает решительно распрощаться с этим идеалом. Когда ученые полагают, будто в своей исследовательской деятельности они стремятся открыть истину, они обманывают самих себя.’

‘Занятая Гудменом радикально релятивистская и плюралистическая позиция вовсе не означает теоретической вседозволенности. … Для выбора между различными мировыми версиями может быть использовано множество критериев. Непротиворечивость, когерентность, целесообразность, простота, равно как согласованность с прошлым опытом и базисными представлениями, — вот критерии, ограничивающую силу которых он признает.’

Информация

Статья Дмитриева

Статья про Гудмена в SEP по-английски

http://plato.stanford.edu/entries/goodman/

См. также

Jan Westerhoff, What it Means to Live in a Virtual World Generated by Our Brain
Что означает жизнь в виртуальном мире, сгенерированном мозгом?

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/134488.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/886548844812869


Comments are closed.