Роботы учатся играть в игрушки

Увидел, что у робототехников популярны выражения эпигенетическая робототехника (epigenetic robotics) и робототехника развития (developmental robotics). Посмотрел пару статей, чтобы понять, в чем заключается новое увлечение робототехников.

Оказалось, что робототехники при обсуждении сознания перешли на позицию экстернализма: искать сознание среди микросхем большого смысла не имеет. В рамках принятой концепции сознание возникает в рамках взаимодействия организма с окружающей средой (enactive) и поэтому имеет смысл сосредоточится только на том, как такое взаимодействие развивается. Ребенок проходит несколько стадий в своем развитии и таким образом следует попытаться сделать так, чтобы развитие робота было похоже на развитие ребенка.

Термин эпигенетическая робототехника появился первым, но затем он был заменен робототехникой развития. Определение робототехники развития из энциклопедии наук обучения:

‘Робототехника развития — это научная дисциплина, целью которой является изучение механизмов развития, архитектур и ограничений, которые позволяют открытое обучение в течение всех жизни для приобретения новых навыком и новых знаний у роботов (embodied machines). Обучение, как и у детей, предполагается быть кумулятивным, развиваться по прогрессивно возрастающей сложности и происходить в результате самостоятельного исследования мира вместе с социальными взаимодействиями. Общий методологический подход состоит в точке отсчета, связанной с теориями развития человека и животных, разработанными такими дисциплинами как психология развития, нейрофизиология, биология развития и эволюционная биология, лингвистика. В последующем эти теории формализуются и осуществляются в роботах, при этом вполне возможно использование расширенных вариантов. Эксперименты с этими моделями в роботах позволяют исследователям сравнить их с реальностью и таким образом робототехника развития обеспечивает обратную связь с теориями развития человека и животных. ‘

Возникает вопрос, что же должно двигать робота на исследование внешнего мира. Ответ простой — любопытство. Если удастся запрограммировать любопытство, то все остальное должно получиться автоматически в рамках самоорганизации.

P.S. См. ниже сравнение человеческого ребенка с шимпанзятами. К чему приведет в данном случае любопытство роботов?

Видео

Робот учится ползать (AIBO learns to walk driven by curiosity):

https://youtu.be/I4qQXP8FbnI

Робот-ребенок обучается при взаимодействии с воспитателем (Robot learning language through social interaction with humans):

https://youtu.be/rBhUnECTMjM

Информация

Pierre-Yves Oudeyer, Developmental robotics, Encyclopedia of the Sciences of Learning, 2012.

Pierre-Yves Oudeyer, Linda B. Smith, How Evolution May Work Through Curiosity-Driven Developmental Process, Topics in Cognitive Science (2016) 1–11.

David Vernon, Reconciling Constitutive and Behavioural Autonomy. The Challenge of Modelling Development in Enactive Cognition, Intellectica, 2016/1, 65, pp. 63-79.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/150564.html

22.03.2015 Чем отличается человек от обезьяны?

Биолог Филипп Хайтович о том, как функционирует мозг человека и чем мы отличаемся от обезьян (Дело не в лобных долях)

‘Этот эксперимент показывает, что отличает человеческого детеныша от шимпанзе: мы действительно любим копировать чье-либо поведение. Мы копируем поведение многих видов, мы копируем поведение сверстников и родителей. Иногда это идет во вред — есть эксперименты, проводившиеся с маленькими двухгодовалыми детьми и шимпанзятами, которые заключаются в том, что нужно нажать на кнопку, чтобы получить какую-нибудь игрушку или конфету. Приходит экспериментатор и нажимает на кнопку не рукой, а головой, и дети копировали это поведение — тыкались в кнопку головой и получали конфету. Детеныши шимпанзе же не копировали поведение исследователя — они нажимали на кнопку лапой, потому, что поняли, что копировать не обязательно, достаточно просто нажать.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/86286.html


Опубликовано

в

,

©