Ф. Г. Добржанский: Эволюция как креативный процесс

Ф. Г. Добржанский (Dobzhansky, 1900 — 1975) широко известен выражением, что ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции. Должен признаться, что мое знание о Добржанском до сих пор этим ограничивалось. Поэтому когда на глаза попалась статья Добржанского 1954 года с интригующим названием Эволюция как креативный процесс, я решил с ней познакомиться. Ниже коротко о содержании статьи.

Статья начинается с противопоставления преформации и эпигенеза в рамках рассмотрения биологической эволюции. Преформация отождествляется с демоном Лапласа, когда состояние системы однозначно определяет ее последующее развитие. Эпигенез трактуется как креативность и свобода, в качестве примера приводится Бергсон. Тем не менее, Добржанский критикует Бергсона за введение жизненной силы (élan vital).

Добржанский критикует ортогенез и аутогенез и заявляет, что синтетическая теория эволюции представляет из себя наилучшее сочетание преформации и эпигенеза. Добржанский вводит микро- и макроэволюцию. Он говорит, что микроэволюция похоже на преформацию, поскольку она однозначно определяется внешней средой; микроэволюция является повторяемой и обратимой. Переход к эпигенезу происходит в случае связи эволюционных изменений с системой взаимозависимых генов, когда число разных вариантов резко возрастает.

Таким образом, Добржанский связывает микроэволюцию с преформизмом, а макроэволюцию с креативным процессом эпигенеза. Он говорит, что в принципе оба процесса похожи, но радикальное изменение связано с длинной последовательностью событий мутаций и отбора в макроэволюции.

Далее говорится, что экспериментально более легко изучать микроэволюцию, поскольку макроэволюция происходит в течение слишком долгого времени. Добржанский вводит понятие мезоэволюции, которая лежит где-то посередине между микроэволюцией и макроэволюцией, и говорит, что есть случаи, когда экспериментально можно также изучать мезоэволюцию.

Затем в статье рассказываются про эксперименты над дрозофилами (большая часть статьи). Некоторы эксперименты Добржанский относит к микроэволюции, а некоторые к мезоэволюции. В первом случае результаты были предсказуемы, во втором — нет. Делается вывод, что микроэволюция детерминистична, а мезоэволюция уже становится креативной.

В статье упоминается работа Рональда Фишера, где говорится, что случайные процессы могут стать основой креативного процесса. В завершении статьи проводится сравнение живого организма с произведением искусства. Переведу высказывание Добржанского по этому поводу:

‘В организме, как и в произведении искусства, постигается внутренняя слаженность (coherence). Именно слаженность дает жизнь организму и смысл или функцию произведению искусства. Изготовление произведения искусства является креативным процессом, поскольку имеется риск неудачи или производства чудовища. То же самое верно для случая эволюционного процесса, взятого как целого.’

Информация

T. Dobzhansky, 1954, Evolution as a creative process, Atti del IX Congresso Internazionale di Genetica, Bellagio (Como) 24-31 agosto 1953 = Proceedings of the 9th International Congress of Genetics, Part 1, p. 435 — 449.

Доступно по адресу: http://wellcomelibrary.org/item/b18033878

Я увидел ссылку на работу Добржанского в книге Дэвида Ливингстона Забытые защитники Дарвина:

Что такое дарвинизм? Это кальвинизм!

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/167920.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/1133491406785277


Comments are closed.