Что такое дарвинизм? Это кальвинизм!

Прочитал книгу историка Дэвида Ливингстона ‘Забытые защитники Дарвина: Встреча протестантской теологии и эволюционной мысли‘. Книга рассказывает о восприятии дарвинизма протестантскими кругами США и Великобритании в девятнадцатом веке. Ливингстон описывает отношение ряда ведущих теологов и ученых среди протестантов к теории Дарвина и показывает, что их позицию можно выразить как эволюционный теизм. Более того, в девятнадцатом веке в США именно протестанты способствовали принятию и распространению теории Дарвина. Креационизм в рамках протестантского фундаментализма  — это явление, которое сложилось только в начале двадцатого века и которое не имеет аналогов в девятнадцатом веке.

В книге (двести страниц) шесть глав. В первой главе Ливингстон описывает состояние протестантской мысли в первой половине девятнадцатого века и основное внимание уделяет отношению протестантов к вопросу о возрасте Земли. Отмечается, что протестантские ученые и теологи не видели проблем с согласованием результатов науки о возрасте Земли с Библией. Вторая глава посвящена Дарвину и его теории. Последующие две главы являются наиболее важными с точки зрения содержания книги. В них подробно представлены воззрения ряда протестантских ученых (глава 3, Louis Agassiz, Asa Gray, George Frederick Wright, James Dwight Dana, Arnold Guyot, William Dawson, Alexander Winchell, George Macloskie, William Henry Dallinger) и протестантских теологов (глава 4, Charles Hodge, James McCosh, Archibald Alexander Hodge, B. B. Warfield, Robert B. Dabney, William G. T. Shedd, Augustus Hopkins Strong, James Iverach, James Orr) по отношению к теории Дарвина. В пятой главе описано зарождение и развитие протестантского фундаментализма в двадцатом веке.  В заключительной главе Ливингстон рассказывает об отношении современных протестантских фундаменталистов к их предшественникам девятнадцатого века и далее рассматривает современный креационизм в рамках более широкого исторического контекста.

Между взглядами разных протестантов на теорию Дарвина было много отличий. Для классификации взглядов следует выделить три отдельных вопроса: эволюция как таковая, естественный отбор и происхождение человека. В то время как некоторые протестанты были согласны со всеми тремя выделенными выводами теории, другие принимали только один из выводов и отвергали остальные. В целом, важно помнить, что протестантизм представляет собой группу разнородных течений, между которыми нет согласия даже по ряду важнейших теологических вопросов.

Общим было согласие о роли замысла Творца. Все протестанты были едины в том, что если научная теория отвергает замысел, то это атеизм. Другой пункт согласия был связан с ролью естественной теологии: изучение творения позволяет лучше понять Творца. Разногласия касались вопросов о том, как выглядело осуществление замысла и соответствия научных выводов с Библией. Ливингстон показывает, как менялись представления о замысле в девятнадцатом веке: от представления Уильяма Пейли о том, что если есть часы, то обязан быть часовщик, к представлениям о трансцендентальном плане и вторичных причинах в духе Августина. На этом пути ряд протестантов не видели проблем с эволюцией как таковой, естественным отбором как механизмом эволюции и даже с происхождением человека от обезьяноподобных.

Происхождение человека часто связывалось с вопросом о расах. Следует отметить, что этот вопрос был связан с обсуждением существования преадамитов (людей, созданных до Адама). Одними дарвинизм использовался как средство против расовой дискриминации: все произошли от Адама, поэтому преадамитов не существовало. Другие были сторонниками преимущества белой расы и они использовали в своих целях теорию преадамитов, которую также можно было связать с теорией Дарвина — независимое происхождение рас. Отмечу, что среди протестантов были точки зрения, что тело Адама могло произойти от обезьяноподобных, душа тем не менее была привнесена Богом.

В завершение переведу одну цитату, которая послужила основанием для заглавия заметки.

‘В конце концов Райт предложил, что между дарвинизмом и кальвинизмом существуют специальные отношения. Он озвучил пять главных аналогий в эссе под названием «Некоторые аналогии между кальвинизмом и дарвинизмом«. Райт отметил, что дарвиновская эволюция ни в коей мере не включает в себя идею неотвратимого прогрессивного развития — что близко к библейской доктрине о падении и человеческой греховности. Более того, как дарвинизм, так и кальвинизм подтвердили единство человеческой расы и предположили прямую органическую цепь, которая связывает все человечество путем наследования. Наследственная передача изменения и первородного греха казались Райту в особенности близким соответствием. Он видел во взаимодействии предопределения и свободы агента в рамках кальвинизма зеркальное отображение интеграции случая и паттерна в эволюционной системе Дарвина. Кроме того защитники обоих философий недолюбливали априорные методы — кальвинисты по причине боязни безудержного рационализма, дарвинисты по причине возложенных на самих себя ограничений по отношению к наблюдаемым, а не фундаментальным фактам. В заключение суверенность законов в природе, как в истории создания, так и в исторической передаче божественных откровений, также давала возможность Райту заключить, что дарвинизм являлся «кальвинистской интерпретацией природы».’

Информация

David N. Livingstone, Darwin’s Forgotten Defenders: The Encounter Between Evangelical Theology and Evolutionary Thought, 1984.

Про преадамитов:

Преадамиты и происхождение человека

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/159887.html


Опубликовано

в

,

©