Прочитал Метафизику света. Чтение было непростым, поскольку излагаемая картина мира является крайне непривычной для человека с естественным образованием. Тем не менее, в конце концов я вроде бы понял смысл концепции, что доставило чувство глубокого внутреннего удовлетворения. Большое внимание в книге уделяется Роберту Гроссетесту (1175—1253). Интересно отметить, что есть физики, которые считают, что в работах Гроссетеста можно усмотреть зачатки теории Большого взрыва.
Начну с содержания книги. В ней рассказывается о картине мира, которая была распространена в христианстве вплоть до 13-ого века (в книге также рассматриваются воззрения на эту тему в античности и в мусульманском мире). В этой картине мира свету отводилась крайне важная роль, при этом свет делился на такие категории:
- Свет тварный: чувственный, естественный, телесный.
- Свет тварный: умопостигаемый, формальный, духовный.
- Свет нетварный: вечный, божественный.
В книге описано, как разные мыслители тех времен высказывались о свете в рамках предложенной иерархии. Метафизика света достигла своей кульминации в работах Роберта Гроссетеста, которому уделена отдельная глава. В книге также приведены несколько его работ, которые без предыдущей главы про иерархию света понять нельзя. Отмечу, что Фома Аквинский отверг метафизику света. Книга завершается рассмотрением судьбы метафизики света после тринадцатого века.
Пожалуй, будет полезно вспомнить, что понималось под космосом в те времена (согласно Новой философской энциклопедии):
‘КОСМОС — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом.’
С этой точки зрения, можно сказать, что метафизика света — это учение о космосе. Приведу две цитаты из введения Шишкова к переводу трактата Гроссетеста О свете, или О начале форм.
‘Обозначенная оппозиция креационизма и эманации с необходимостью требовала своего согласования в рамках христианской философии, ибо в случае, если отвергается креационизм, эта философия перестает быть в полном смысле христианской, если же она начисто избавляется от эманации, в ней мало чего остается от философии. Такое согласование с успехом осуществляет Роберт Гроссетест в своем космогоническом трактате «О свете, или О начале форм», чему во многом способствовал интерес этого философа, епископа и ученого не только к «небесному» Платону, но и к «земному» Аристотелю.’
В данном случае следует обратить внимание на то, что Гроссетест знал греческий и читал работы Аристотеля непосредственно на греческом (качество работ Аристотеля после перевода с арабского оставляло желать лучшего, поскольку двойной перевод приводил ко многих искажениям). Гроссетест также перевел ряд работ Аристотеля с греческого на латынь.
‘И наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание: несмотря на то что трактат Гроссетеста «О свете…» является памятником давно прошедшей эпохи, во многом он не потерял свою актуальность и в наши дни, ибо вызовет особый интерес у читателя при сопоставлении его с некоторыми современными физическими теориями (например, с эйнштейновской формулой Е = mc2 и теорией Большого Взрыва).’
Про связь идей Гроссетеста с теорией Большого взрыва обсуждается в статье 2014 года, опубликованной в Proceedings of the Royal Society. В статье предлагается математическая модель теории Гроссетеста, но про связь его идей с метафизикой света не упоминается. По этому поводу в заключение приведу один абзац из трактата Гроссетеста
‘Итак, после того как было полностью завершено таким образом первое тело — твердь, оно испустило свое свечение (lumen) из каждой части своей по направлению к центру вселенной. Ведь так как свет есть совершенство первого тела и сообразно природе своей себя самого от первого тела умножает, то он по необходимости изливается ко всеобщему центру. Поскольку же свет есть форма, от материи в процессе своего излияния от первого тела совершенно не отделимая, он распростирает вместе с собой и духовность материи первого тела. Так от первого тела исходит свечение, представляющее из себя духовное тело или, лучше сказать, телесный дух. А так как свечение в процессе своего прохождения не рассекает тела, через которое перемещается, оно тотчас же проходит путь от тела первого неба до самого центра. И прохождение его не следует мыслить как внезапное перемещение от неба к центру некоего отдельного предмета,— да это, пожалуй, и невозможно,— но оно есть перемещение посредством своего умножения и бесконечного порождения свечения. Таким образом, само это свечение, от первого тела до центра распростертое и собранное, сосредоточило существующую под первым телом массу; и так как первое тело уже не могло уменьшаться, поскольку оно совершенно и неизменно, а место не могло оказаться пустым, возникла необходимость того, чтобы в процессе самого этого сосредоточения крайние области массы распростирались и рассредоточивались. Так во внутренних областях упомянутой массы возникала большая плотность, а в крайних областях увеличивалась разреженность; и появилась такая сосредоточивающая сила свечения, что она до предела утончала и разрежала крайние области содержащейся под первым телом массы, сама же в процессе этого сосредоточения убывала. Таким образом в крайних областях упомянутой массы возникла полностью завершенная вторая сфера, далее не восприимчивая к какому-либо воздействию. И вот каково достоинство и совершенство второй сферы: поскольку свечение порождается из первой сферы, из света, то свет этот, будучи простым в первой сфере, во второй является удвоенным.’
Вы можете сравнить текст Гроссетеста с математической моделью, предложенной в статье.
Информация
А. М. Шишков, Метафизка света: Очерк истории, 2012.
Р. Гроссетест. О свете, или О начале форм (В начале статьи введение А. М. Шишкова).
Bower, R. G., McLeish, T. C., Tanner, B. K., Smithson, H. E., Panti, C., Lewis, N., & Gasper, G. E. (2014, July). A medieval multiverse?: Mathematical modelling of the thirteenth century universe of Robert Grosseteste. In Proc. R. Soc. A (Vol. 470, No. 2167, p. 20140025). The Royal Society.
‘In his treatise on light, written in about 1225, Robert Grosseteste describes a cosmological model in which the Universe is created in a big-bang like explosion and subsequent condensation. He postulates that the fundamental coupling of light and matter gives rises to the material body of the entire cosmos. Expansion is arrested when matter reaches a minimum density and subsequent emission of light from the outer region leads to compression and rarefaction of the inner bodily mass so as to create nine celestial spheres, with an imperfect residual core.’
Бугай Д.В. Рецензия на книгу: А.М. Шишков. Метафизика света. Очерк истории (Вопросы философии).
Исходный источник информации: y-d-dargye, темное Средневековье
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/167286.html
24.09.2017 Любопытный ум и дурные глаза
В книге была приведена чудная цитата де Фонтенеля:
‘Вся философия основывается на двух только вещах, на том, что мы имеем любопытный ум и дурные глаза; если бы наши глаза были лучше, чем есть, мы увидели бы, суть ли звезды солнца, освещающие свои миры, или нет, а если бы, с другой стороны, мы были бы менее любопытными, то и не поинтересовались бы этим — что привело бы к тому же. Но мы хотим знать больше, чем сколько видим: вот в чем трудность.’