Фейерабенд защищает материализм

В преддверии перестройки издательство Прогресс выпустило книгу Карла Поппера ‘Логика и рост научного знания‘ (1983), а в начале перестройки книгу Пола Фейерабенда ‘Избранные труды по методологии науки‘ (1986). Книги вышли под рубрикой ‘для научных библиотек’. На мой вопрос в книжном магазине о том, что же помимо денег требуется для приобретения этих книг, девушка сказала, что я должен принести официальное письмо, подтверждающее, что эти книги необходимы мне для занятия наукой. Не проблема, подумал я, и организовал на химфаке такое письмо. Так я стал счастливым обладателем трудов классиков методологии науки.

Меня привлекла идея фальсифицируемости научных теорий Поппера, но затем идеи Фейерабенда понравились мне даже больше. Правда занятия наукой не оставляли времени на дальнейшие размышления о методологии науки. Помимо этого наступили девяностые годы и было необходимо искать решения более приближенных к жизни проблем. В результате я вернулся к Фейерабенду только лет шесть назад — прочитал книгу ‘Тирания науки‘ и двухтомный сборник статей Фейерабенда, посвященный методологии науки (первый том посвящен рационализму, второй эмпиризму). Среди статей первого тома была статья в защиту материализма (Материализм и проблема сознание — тело) и я остановлюсь на этой работе Фейерабенда.

На первый взгляд может показаться странным, что ‘враг’ науки решил защищать материализм от идеалистически настроенных философов. Но, на самом деле, Фейерабенд последовательно выступал против гегемонии любой картины мира, подчеркивал невозможность доказательства правильности метафизических построений на основе научных достижений и считал, что открытое общество возможно только в случае сосуществования разных мировоззрений, представители которых должны находить решения противоречий в рамках политики. В введению к сборнику своих работ Фейерабенд отмечал:

‘Читатель заметит, что некоторые статьи защищают идеи, которые критикуются в других статьях. Это отражает мое убеждение (которое похоже разделялось Протагором), что хорошие аргументы можно найти для противоположной стороны любого вопроса.’

Кстати, Карл Поппер при разработке концепции трех миров (книга ‘Объективное знание‘) занял явную идеалистическую позицию и в сборнике работ Фейерабенда есть статья с жесткой критикой такой позиции Поппера.

В 2016 году Мстислав Казаков перевел статью Фейерабенда на русский язык и поэтому я ограничусь только коротким описанием хода рассуждений. Фейерабенд отмечает, что возражения против материализма заложены в сам язык, в который заложена дуалистичность взгляда на мир (Фейерабенд обсуждает английский язык, но, по-моему, русский в этом случае не является исключением). Поэтому Фейерабенд строит защиту материализма в рамках элиминативизма, что подразумевает возможность построения нового языка, который позволит последовательное выражение материалистических идей без возникновения внутренних противоречий. Фейерабенд считает, что на этом пути можно привести аргументы в пользу самого примитивного материализма (например, в духе Демокрита: существуют только неизменные атомы и их скопления).

В статье последовательно разбираются три возражения против материализма:

  • Материализм не является онтологией английского языка.
  • Результаты наблюдений показывают, что помимо материального мира существуют внутренние переживания человека, которые невозможно выразить в рамках материализма.
  • У человека есть прямой доступ к своим ментальным состояниям, которые представляют собой полное и достоверное знание.

Фейерабенд доказывает, что представленные аргументы не позволяют нам заключить с уверенностью, что построение материалистического языка невозможно, и поэтому на их основании невозможно отвергнуть материализм.

В заключение только отмечу, что в статье Фейерабенд остается Фейерабендом. Так, он говорит:

‘Неужели люди верят в то, что именно яростная пропагандистская кампания, которая заставит людей говорить на материалистическом языке, превратит материализм в верную доктрину?’

Также Фейерабенд использует пример теории колдовства народа Азанде (книга Э. Э. Эванс-Причард Колдовство, оракулы и магия у Азанде, Фейерабенд в своем творчестве периодически использует этот пример) как пример материалистического языка. Правда, к сожалению, Фейерабенд только упоминает такую возможность без дополнительных объяснений.

Информация

На русском языке

Пол Фейерабенд, Материализм и проблема «сознание — тело» (перевод Мстислава Казакова)

На английском

Paul Feyerabend. Materialism and the Mind-Body Problem. – «The Review of Metaphysics», 1963, Vol. 17, No. 1, pp. 49-66

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/181899.html


Опубликовано

в

,

©