Хилари Патнэм: Возрождение наивного реализма

В статье «Возрождение наивного реализма» известный американский философ Хилари Патнэм рассматривает изменение взглядов на восприятие среди философов. Точкой отсчета являются необразованные люди, которые думают, что они видят и чувствуют окружающий мир непосредственно. Философы называют такую позицию «наивный реализм» . В конце девятнадцатого — начале двадцатого века практически все философы были убеждены в том, что наивный реализм является ошибкой. В настоящее время ситуация поменялась и уже ряд философов гордо называют себя наивными реалистами. Похоже, что необразованные люди все-таки понимают, что они говорят.

Например, необразованный человек смотрит на белый забор и считает, что он непосредственно видит белый забор. Ранее философы попрекали необразованных людей в том, что они смешивали сам белый забор и визуальное восприятие белого забора. Патнэм возводит такую точку зрения к Декарту и называет ее концепцией интерфейса (interface conception). Отмечу, что концепция интерфейса (терминология Патнэма) совпадает с теорией виртуального мира.

Правильный процесс восприятия выглядел таким образом. Свет отражается от белого забора, попадает на глаза, затем появлются чувственные данные (sense data) белого забора, а затем разум осознает эти чувственные данные. Только в этот момент можно сказать, что человек видит белый забор. Следует обратить внимание, что разум имеет доступ только к чувственным данным о белом заборе, а не к самому белому забору. Отсюда название — концепция интерфейса.

Второй дорогой к концепции интерфейса было изгнание вторичных качеств (например, цвета) из физического мира. С этой точки зрения, человек не может видеть белого забора непосредственно, поскольку в физическом мире нет цветов — физический мир бесцветен.

Третий путь к концепции интерфейса связан с галлюцинациями. Человек может смотреть на белый забор, а может иметь галлюцинацию белого забора. В обоих случаях восприятие выглядит одинаково. Таким образом, галлюцинации подтверждают правильность концепции интерфейса.

Проблема с концепцией интерфейса следующая. Если разум отделен от мира интерфейсом, то каким образом разум может познать физический мир? Восприятие и когнитивные процессы связаны исключительно с процессами в мозге. Что в этом случае разум может вообще сказать о внешнем мире? Внешний мир отделен пропастью (gap) от разума и все утверждения разума не могут прорваться сквозь эту пропасть.

Патнэм бегло рассматривает две точки зрения, связанные с наивным реализмом: дизъюнктивизм (P. Snowdon, J. McDowell, M. G. F. Martin) и интенционализм (F. Dretske, G. Harman, M. Tye), а затем Патнэм кратко описывает свою версия наивного реализма. Таким образом, ряд современных философов возвращается к точки зрения необразованных людей: утверждается, что в случае отсутствия галлюционации человек все-таки получает правдивое восприятие исходного белого забора.

Информация

H. Putnam, The revival of naïve realism. Rivista di filosofia, 2013, 104(3), pp.505-522.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/205541.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/1546956258772121


Comments are closed.