Шеллинг как предтеча синергетики

Немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) в противовес рационализму Просвещения создал натурфилософию романтизма, в которой природа рассматривалась как развивающийся организм. Взгляды Шеллинга были популярны среди многих ученых первой половины девятнадцатого века, но затем в научной среде они были отброшены. Проникновение в науку идей самоорганизации возобновило интерес к идеям Шеллинга. Ряд представителей синергетики отмечает сходство между тем, что говорил Шеллинг, и тем, что вкладывается в термин самоорганизация в современное время.

Натурфилософия романтизма (спекулятивная физика) считала природу и человека одним целым. Механицизм и материализм отвергались. Взгляд на природу, состоящей из атомов, движущихся в пустоте, считался концептуально неправильным и методологически неадекватным. Истинные объекты природы не были зафиксированы, они были динамичными и постоянно изменяемыми манифестациями противоположных сил. В центре мироздания находилась активность и противоположные силы. Материя, в определенном смысле слова, считалась эфипеноменом сил. Среди ученых, разделяющих в той или иной мере взгляды Шеллинга, находились Иоганн Вильгельм Риттер (1776 — 1810), Ханс Кристиан Эрстед (1777 — 1851), Томас Иоганн Зеебек (1770 — 1831), Гемфри Дэви (1778 — 1829), Майкл Фарадей (1791 — 1867).

Несмотря на достижения ученых, стоящих на позициях романтизма, к 1840-ым годам натурфилософия находилась в упадке и была заменена наукой позитивистского толка. Химик Юстус фон Либих находился некоторое время под влиянием идей Шеллинга и он так позднее описывал свое состояние:

‘И я пережил этот период, столь богатый словами и идеями, столь бедный истинным знанием и основательным изучением; он стоил мне двух дорогих лет моей жизни; не могу описать ужаса и отвращения, испытанных мною, когда я очнулся от этого опьянения.’

Далее Либих говорил, что натурфилософия привела к слабому развитию естественных наук в Германии и уподоблял «деятельность и влияние натурфилософов чуме, черной смерти для целого столетия» .

Тем не менее, идеи Шеллинга оказались востребованными при рассмотрении природу сквозь призмы самоорганизации и синергетики. Приведу цитату из статьи немецкого ученого Бернд-Олаф Кюпперса с громким называнием «К фундаментальной смене парадигмы в естественных науках«. Статья вышла в 1990 году в сборнике под называнием «Самоорганизация: Портрет научной революции«.

‘Молодой Шеллинг, познакомившийся в этими научными открытиями [теория горения в химии и гальванической электричество] создал новую натурфилософию, которая концептуально во многих отношениях удивительно напоминает современную картину природы, которая находится в парадигме самоорганизации. Шеллинг также видел природу как динамическую самоорганизующуюся структуру. Он также подчеркивал важность неравновесных процессов для объяснения естественных процессов. Для Шеллинга, как и для современного ученого, единство природы становится очевидным в истории природы.’

Кюпперс отмечает, что одна из причин, которая помешала развитию идей Шеллинга, была связан с тем, что

‘физика восемнадцатого века была доминирована механистической концепцией Природы, стремительный успех которой был отчетливо виден в растущей индустриализации общества.’

В книге Князевой и Курдюмова «Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции» Шеллингу уделен раздел «Натурфилософское понятие самоорганизации у Шеллинга как предтеча синергетики«. Несколько цитат:

‘Наиболее близко к современному синергетическому видению мира подошел Ф. В. Й. Шеллинг в своей классической системе натурфилософии. Хотя не он, а Кант стал употреблять термин «самоорганизация» для понимания процессов в живой природе еще в докритический период своего творчества, именно Шеллингу принадлежит первенство в том, что он распространил понятие самоорганизации на описание процессов в неорганической природе.’

‘В его «спекулятивной физике» (так Шеллинг называл натурфилософию) в фокусе внимания оказывается само-творение, самостановление организованных форм. Самоорганизация становится у него одним из ключевых понятий для рассмотрения исторического развития природы, ее неорганических, органических и когнитивных сфер.’

‘С точки зрения современных воззрений синергетики несомненную ценность представляют также содержащиеся в натурфилософии Шеллинга идеи холизма, глубокого внутреннего отношения части к целому и целого к частям.’

‘По Шеллингу, эволюция самоподобна, поскольку в ее ходе имеет место рекуррентное производство вещества на различных уровнях организации мира, что напоминает современное представление о фрактальности форм, возникающих в процессах самоорганизации.’

Я понял, почему я не мог понять ни идей самоорганизации, ни синергетики — потому что я не изучал Шеллинга.

Информация

Helge Kragh, Higher Speculations, Grand Theories and Failed Revolutions in Physics and Cosmology, 2011. Chapter 1, Beginnings of modern science.

Цитаты Либиха из статьи

Огурцов А.П. Философия природы Гегеля и ее место в истории философии науки. В кн.: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975.

Küppers, Bernd-Olaf (1990). ‘On a fundamental paradigm shift in the natural sciences’, pp. 51–63 in Wolfgang Krohn, Günter Küppers, and Helga Nowotny, eds, Self-Organization: Portrait of a Scientific Revolution. Dordrecht: Kluwer Academic.

Отмечу, что у Кюпперса есть книга Природа как организм. Ранняя натурфилософия Шеллинга и ее значение для современной биологии.

Bernd-Olaf Küppers, Natur als Organismus. Schelling frühe Naturphilosophie und ihre Bedeutung für die moderne Biologie. 1992.

См. цитаты Кюпперса у nature-wonder из статьи Мир биологической сложности: Возникновение и эволюция жизни

https://nature-wonder.livejournal.com/193715.html

Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. 2011.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/205771.html


Опубликовано

в

,

©