Декарт и схоласты

Рене Декарт известен как один из основателей философии нового времени, которая пришла на смену схоластике. Тем не менее, эпохи не меняются по мановению волшебной палочки и персоны переходного периода также не однозначны. Например, Кейнс после изучения алхимических рукописей Ньютона, охарактеризовал Ньютона как последнего из магов. Интересно отметить, что известный физик Стивен Вайнберг в своей статье «Революция, которой не было» соглашается с такой характеристикой Ньютона.

Ниже я приведу сходство и различия между Декартом и схоластами. Особое внимание я уделю геометрии, поскольку она играла в философии Декарта исключительную роль.

Традиция

Философия Декарта основана на понятии совершенного Бога. Без существования такого Бога вся философия Декарта рассыпается как карточный домик.

Доказательство существование Бога у Декарта похоже на онтологическое доказательство Ансельма. Разница заключается в том, что Декарт делает упор на совершенство Бога.

Декарт опирается на традицию, связанную со всемогуществом Бога. Бог мог бы создать любой мир, но при этом Бог не может нарушить принцип непротиворечивости. В том, что не может нарушить даже всемогущий Бог уже не может быть никакого сомнения.

Использование скептицизма Декартом связано с традицией скептицизма в схоластике. «Сомневаюсь, следовательно, существую» идет еще от Августина.

Разрыв с традицией

Основная претензия Декарта с схоластике — это существование разных школ (например реализм против номинализма) и бесконечных дискуссий: диспут был неотъемлемой частью жизни схоластов. Интересно отметить, что у схоластов дискуссии проводились только в рамках одной школы. Они разумно считали, что если люди приняли разные исходные постулаты, то спорить им уже не о чем. Тем не менее противоречия оставались даже в рамках одной школы, например на тему о всемогуществе Бога и свободы воли человека.

Декарт считал, что он сможет устранить все противоречия и найти такие доказательства, когда две противоположные точки зрения просто не будут возможны. Интересно сравнить намерения Декарта с программой Августина, который в четвертом веке заявлял о следующем преимуществе христианства: вместо многих враждующих между собой философских школ христианство создаст одну правильную философию.

Декарт работал вне академического мира и в своих произведениях использовал французский язык вместо латыни. Он считал, что таким образом философские истины будут доступны простым гражданам. Единый латинский мир распадается на национальные сообщества. Следует отметить, что использование обычного языка далеко не гарантирует понятность философских работ для носителей языка, например вряд ли можно понять Критику чистого разума Канта без специальной подготовки.

Геометрия как основа мироздания

Важнейшим атрибутом внешнего мира по Декарту является протяженность (res extensa) и таким образом геометрия выходит на первое место в рамках познания мира. Даже всемогущий Бог не мог бы изменить сумму углов в треугольнике — всем разумным людям должно быть понятно, что сумма должна равняться сто восьмидесяти градусам. Бог мог бы создать другой мир, но он был бы обязан использовать такие же законы геометрии. У Декарта Бог меняет профессию: из логика Бог становится геометром и математиком.

В схоластике, основанной на идеях Аристотеля, отношение к математике и геометрии было более прохладным. Математика и геометрия — это создание человеческого интеллекта, поэтому вряд ли следует ожидать, что их использование приведет к успеху при объяснении природы.

Следует отметить, что открытие неевклидовых геометрий в девятнадцатом веке было сильным потрясением для образованных людей того времени: как оказалось, Бог был вовсе не обязан использовать евклидову геометрия при создании мира. Какую же геометрию он использовал, осталось загадкой до сих пор. В настоящее время стало даже непонятно какую размерность имеет Вселенная: как говорят, три измерения нам только кажутся, на самом деле число измерений лежит где-то между 10 и 26.

Информация

Maarten Hoenen, Antike und mittelalterliche Philosophie, Lectures.

Ronald H. Nash, History of Philosophy and Christian Thought, 17th Century Rationalism, Lectures.

John Deely, Four Ages of Understanding: The First Postmodern Survey of Philosophy from Ancient Times to the Turn of the Twenty-First Century.

Аврелий Августин, книга XI ‘О граде Божием‘ (Из Дьяков А. В. Философская традиция во Франции: классический век и его самосознание, 2021, Глава 2,  Классическая эпоха во Франции: XVII в., Декарт):

‘Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков для меня в высшей степени несомненно, что я существую, что я это знаю, что я люблю. Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: «А что если ты обманываешься?» Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь.

Итак, поскольку я существую, если обманываюсь, то каким образом я обманываюсь в том, что существую, если я существую несомненно, коль скоро обманываюсь? Так как я должен существовать, чтобы обманываться, то нет никакого сомнения, что я не обманываюсь в том, что знаю о своем существовании. Из этого следует, что я не обманываюсь и в том, что я знаю то, что я знаю. Поскольку же эти две вещи я люблю, то к этим двум вещам, которые я знаю, присоединяю и эту самую любовь как третью, равную с ними по достоинству, ибо я не обманываюсь, что я люблю, если я не обманываюсь и в том, что люблю…’

19.02.2023 Судьба бунтарских идей

‘Сама же картезианская доктрина в конце концов превратилась в то, против чего когда-то восставал Декарт, – в официально насаждаемое в университетах учение.’

Дьяков А. В. Философская традиция во Франции: классический век и его самосознание, 2021, Глава 2,  Классическая эпоха во Франции: XVII в., Картезианство и антикартезианство.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/309617.html

16.11.2022 Бавария — родина философии нового времени

Фридрих Шеллинг начинает ‘К истории новой философии‘ с Декарта. При этом он замечает:

‘Особенно знаменательно для нас, что это начало полностью свободной философии было сделано, по-видимому, в Баварии; следовательно, здесь была заложена основа новой философии.’

‘там (в 23-летнем возрасте) он [Декарт] разработал основные идеи своей философии, которые обнародовал, однако, значительно позже.»

Далее он объясняет почему:

‘В 1619 г., когда он [Декарт] после коронования Фердинанда II вернулся из Франкфурта в армию, он обосновался на зиму в местечке близ баварской границы, где, как он говорит, не нашел никого, с кем бы мог охотно беседовать’

Фридрих Шеллинг. Собрание сочинений в двух томах, 1987-1989, т.2, с. 393.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/299837.html

11.04.2015 Как душа и тела действуют друг на друга

У Декарта вопрос взаимодействия res cogitans и res extensa практически не был проработан. Ниже идут две цитаты из последней работе Декарта Страсти души. В их рамках дуализм Декарта смотрится совсем в другом свете.

‘В МОЗГУ ИМЕЕТСЯ НЕБОЛЬШАЯ ЖЕЛЕЗА, В КОТОРОЙ ДУША БОЛЕЕ, ЧЕМ В ПРОЧИХ ЧАСТЯХ ТЕЛА, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Надо также иметь в виду, что, хотя душа соединена со всем телом, тем не менее в нем есть такая часть, в которой ее деятельность проявляется более, чем во всех прочих. Обычно предполагается, что эта часть — мозг, а может быть, и сердце: мозг — потому, что с ним связаны органы чувств, сердце — потому, что как бы в нем чувствуются страсти. Но, тщательно исследовав это, я считаю, что часть тела, в которой душа непосредственно осуществляет свои функции, ни в коем случае не сердце и не весь мозг, а только часть его, расположенная глубже всех; это очень маленькая железа, находящаяся в мозговом веществе, в центре мозга, и так расположенная над проходом, через который духи передних его полостей сообщаются с духами задней, что малейшие движения в железе могут значительно изменить направление движения этих духов и, обратно, малейшие изменения в направлении движения духов могут значительно изменить движения этой железы.’

‘КАК ДУША И ТЕЛО ДЕЙСТВУЮТ ДРУГ НА ДРУГА

Маленькие ниточки наших нервов так распределены по всем его [тела] частям, что в случае различных движений, возбуждаемых объектами чувств, они различно открывают поры мозга; благодаря этому животные духи, содержащиеся в полостях, различным образом расходятся по мышцам, поэтому они могут двигать частями тела самым различным образом. Прибавим здесь еще, что маленькая железа — главное местопребывание души — так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. Но и душа может вызвать в ней различные движения; природа души такова, что она получает столько различных впечатлений, т. е. у нее бывает столько различных восприятий, что она производит различные движения в этой железе. И соответственно, машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какой-либо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела.’

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/88560.html

15.12.2013 Атеист не может быть геометром

‘…Соображение, что атеист способен ясно познавать равенство трех углов треугольника двум прямым, я не отвергаю; я утверждаю лишь, что это его познание не есть истинная наука, ибо никакое познание, допускающее сомнение, не может именоваться подобным образом. А поскольку предполагается, что человек этот — атеист, он никоим образом не может быть уверен, что не обманывается в тех самых вещах, кои представляются ему очевиднейшими…’

Декарт Р. Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора. Ответ на второе возражение // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2 С. 113


Опубликовано

в

©