Вера, ищущая понимание

Краткий обзор лекций Thomas Williams, Reason & Faith: Philosophy in the Middle Ages (Разум и вера: средневековая философия)

В лекциях описан проект средневековой западноевропейской теологии, который автор определил как Faith Seeking Understanding (Вера, ищущая понимания). Философия в рамках такого проекта использовалась в трех направлениях:

1) Конструктивное. Рациональное обоснование догматов христианства, например доказательство существования бога чисто на рациональной основе.

2) Таксономия. Философское разгранические между верой и разумом, теологией и собственно философией. Взаимоотношения между верой и разумом.

3) Защитное. Невозможно придти к доктрине троицы рациональных путем. Можно узнать о троице только путем откровения. Тем не менее, узнав о догмате троицы из откровения, можно рационально показать, что догмат внутренне непротиворечив и отразить возможные атаки на догмат христинской веры.

Августин. Начало проекта. Отношение к греческой философии (неоплатинизм): христанство имеет право использовать достижения языческой философии в своих целях. Трансформация неоплатонизма для обоснования христианских догматов. Христианство создаст лучшую философию по сравнению с языческой философией даже с точки зрения стандартов самой языческой философии. Отношения между верой, авторитетом,  разумом и истины. Происхождение зла с точки зрения христианства.

Боэций. Утешение философией. Разрешение роблемы человеческой свободы воли и всемогущности Бога.

Ансельм. Рациональное объяснение христианских догматов (см. также Ансельм Кентерберийский). Онтологическое доказательство Бога и его необходимых атрибутов. Ансельм о падших ангелах (о свободе воли).

Абеляр. Рациональное объяснение христианских догматов: троица и искупление.

Открытие Аристотеля латинским миром

Бонавентура. Путь души к Богу. Пример консервативной позиции по отношению к Аристотелю: использовать то, что полезно и просто проигнорировать остальное.

Фома Аквинский. Отношения между теологией и философией: между христианскими догматами и рациональными рассуждениями не может быть противоречий. Пять путей: доказательства существования Бога. Фома Аквинский о пределe языка. Душа и тело: душа без тела неполноценна. Естественные и сверхестественные добродетели.

Дунс Скот. Всемогущество Бога: Бог может все, что логически непротиворечиво. Свобода, воля и интеллект. В языке нет пределов, чтобы говорить о Боге (ср. с Фомой).

Оккам. Оккам об универсалиях и о Боге

14-ый век и за его пределами.  Работы Оккама по сути дела привели к отказу от дальнейшего продолжения проекта по рациональному понимаю веры. Нельзя однако точно сказать, почему так произошло.

Одно возможное объяснение исходит от почиталей Фомы. Фома Аквинский достиг совершенства в рациональном объяснении веры, но Оккам все разрушил своим номинализмом. После этого верующие вернулись к иррационализму, а противники веры увидели, что разум на их стороне. Соответственно необходимо вернуться обратно к Фоме.

Тем не менее, такая версия слишком упрощенна. С одной стороны, действительно потерялась уверенность как в построениях Аристотеля, так и в сам проект рационального понимания веры. С другой стороны, на сцену пришли другие более интересные проекты. Уровень средневековой философии после Оккама нисколько не упал, просто произошло переключение на решение других задач.

Теологические проблемы с Аристотелем были с самого начала. Число теологических проблем только возросло по мере разработки проекта Фомой Аквинскогим и Дунсом Скотом. Одна из проблем — это противоречие между всемогуществом Бога и природой вещей в философии Аристотеля. Парижское осуждение многих положений Аристотеля в 1277 году было основано как раз на постулате о всемогуществе Бога: Аристотель Богу не указ, если Бог захотел бы, то он мог бы создать вакуум и заставить вращаться космические тела по эллиптическим орбитам [см. на эту тему Experimental Method and God’s Voluntarism].

Другая проблема в философии Аристотеля — теория познания. В философии Аристотеля отвергается существование форм самих по себе (ср. с платонизмим) и это приводит к проблемам при обсуждении познаваемости мира (как интеллект может узнать сущность тел).

Антиаристотелизм. Николай из Отрекура (Nicholas of Autrecourt). Нет логической необходимости в существовании причинно-следственной связи между явлениями [ср. с Юмом].

Возврат к неоплатонизму и мистицизму. Николай Кузанский (Nicholas of Cusa). Откровение на пути возвращения из Константинополя. Принцип познанного невежества (learned ignorance) — познание разумом своих собственных границ. Познание инстины путем интуиции.

Новый проекты. Логика. Логические парадоксы (например свобода воли и всемогущество Бога). Политические теории (свесткая и духовная власть). Естественные науки.


Comments are closed.