Кит Аллен: Теория цвета наивного реализма

Философ Кит Аллен в книге «Теория цвета наивного реализма» (2016 год) защищает два тезиса:

  • Независимость от сознания (mind-independence): цвета являются свойствами физических объектов, источников света и т. д.; природа цвета не зависит от восприятий и психологических состояний субъектов.
  • Несводимость (distinctness): цвета являются свойствами физических объектов, источников света и т. д., которые отличны от свойств, изучаемыми физикой.

Оба утверждения противоречат всему, что можно обычно услышать о цветах. Вполне вероятно, что первое впечатление от озвученных тезисов сведется к тому, что такое может говорить человек, который совершенно незнаком с наукой и философией. Тем не менее, книга написана вполне приемлимо — настоящие философы не боятся трудностей и вполне могут защищать любые парадоксальные утверждения.

Книга написана в стиле аналитической философии: на рассмотрение выносятся и защищаются тезисы посредством аргументации. Правда, при прочтении книги возникает определенная проблема с терминологией. Аллен исходит из того, что читатель знаком с терминами и практикой обсуждениями в аналитической философии. Тем не менее, в книге представлен неплохой обзор взглядов философов, работающих в рамках аналитической философии, на природу света. Можно увидеть весь спектр подходов к цвету: от субъективизма и элиминативизма до реализма в духе Аллена.

В книге рассмотрены следующие аргументы:

  • Глава 2: Независимость от сознания (Mind-Independence)
  • Глава 3: Вариация в восприятии (Perceptual Variation)
  • Глава 4: Несводимость (Distinctness)
  • Глава 5: Причинность (Causation)
  • Глава 6: Структурные свойства цвета (Structural Properties of the Colours)
  • Глава 7: Откровение (Revelation)

Независимость от сознания. Глава в целом основана на рассмотрении эффекта цветопостоянства (color constancy). Костантность цвета — это известный эффект при восприятия цвета: человек вопринимает цвет примерно как одинаковый при изменении освещения в широком диапазоне. Аллен рассматривает разные варианты объяснений и приводит доводы в пользу того, что лучшее объяснение связано с предлагаемым им тезисом о независимости цвета от сознания.

Вариация в восприятии. Восприятие цвета отличается как у отдельного человека в разных условиях, так и у разных людей (например, дальтонизм). Поэтому вариация в восприятии является известным аргументом в пользу субъективности цвета. Аллен обозревает такого рода рассуждения и приводит контраргументы, которые должны показать, что вариации в восприятии света можно совместить с тезисом о независимости цвета от сознания.

Несводимость. Приводимый аргумент Алленом в пользу тезиса о том, что цвет отличается от свойств изучаемых в физике, является вариацей аргумента Крипке о боли (боль нельзя свести к физическим свойствам). Разница связана с тем, что Аллен хочет совместить отличие цвета от физических свойств с тем, что цвет независим от сознания. Отмечу, что Аллен рассматривает вариант несводимой супервентности: цвет связан с физическими свойствами, но не сводится к ним.

Причинность. Следующий аргумент в пользу элиминативизма связан с причинностью. Поскольку все определяются процессами на более низкой уровни организации, то даже если предположить, что цвет несводим к физическим процессам, то он никак не может участвовать в причинно-следственных связях. Аллен отмечает, что это обычная проблема при рассмотрении различных уровней организации. Например, можно сказать, что коэффициенты отражения поверхностей также не участвуют в причинно-следственным связях, поскольку на самом деле все определяется микрофизическими свойствами поверхности материала объекта. Отмечу, что в конце концов Аллен признает недостатки своей аргументации — в конце главы можно увидеть призыв философа Сэмюэля Александера к естественному пиетету при рассмотреннии подобных вопросов.

Структурные свойства цвета. Цвет имеет структуру: можно выделить простые и составные цвета. Поскольку такую структуру нельзя найти на уровне физических свойств, то это является одним из аргументов в пользу субъективности цвета. Аллен использует последнее обстоятельство в пользу своего аргумента о несводимости цвета.

Откровение. Наивный реализм в отношении цвета трактуется рядом философов как своеобразное откровение: природа цвета полностью открывается при визуальном восприятии цветных объектов. Аллен выступает против этого тезиса и предлагает заменить его на тезис знакомства: визуальное восприятие знакомит нас с цветом.

В восьмой главе Аллен рассматривает отношение к вопросу о цвете, которое он характеризует как философский квиетизм. Насколько я понял, это по сути дела означает признание неразрешимости вечных проблем и сведение роли философии к нахождению таких формулировок, которые позволяют с честью отказаться от рассмотрения подобных вопросов. Аллен рассматривает разные уровни философского квиетизма и приводит агрументы в пользу того, что вопрос о существовании цвета имеет смысл обсуждать. Тем не менее, Аллен в этой главе повторяет призыв Александера о естественном пиетете при рассмотрении подобных вопросов.

В заключение отмечу, что я не нашел в книге обсуждения пространственных отношений. По-моему, рассмотрение утверждения «Я вижу зеленый стол передо мною» с неизбежностью вносит в рассмотрение вопрос, где находится зеленое, которое я вижу на поверхности стола. Книга показывает, что философы живут в мире, в котором этот вопрос почему-то не возникает.

Информация

Keith Allen, A Naïve Realist Theory of Colour, Oxford University Press, 2016.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/207855.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/1573851562749257

См. также

https://bluxer.livejournal.com/338388.html

https://livelogic.livejournal.com/18471.html


Опубликовано

в

©