Энтропия и культура

Поискал, кто и когда ввел в обиход «энтропию как мера беспорядка». Некоторая информация нашлась в статье «Энтропия как беспорядок: история недоразумения» . Это одна из статей, которые можно отнести к категории глас вопиющего в пустыне (борьба с концепцией энтропии как беспорядка). В статье говорится, что Герман фон Гельмгольц первым сравнил энтропию с беспорядком в 1882 году, а в списке литературы есть статья 1934 года с названием «Критика определения энтропии как беспорядочности«. Получается, что обсуждение энтропии как беспорядка среди научных мужей пришлось на конец девятнадцатого — начало двадцатого века.

В статье также обсуждается проникновение этой идеи в культуру. Честь привлечения деятелей культуры к этому вопросу приписывается Генри Адамсу, который на основе кинетической теории газов пришел к выводу, что хаос связан с законами природы, а порядок с желанием человека («Chaos was the law of nature; Order was the dream of man»). Также Адамс говорил, что закон энтропии порабощает всю энергии, включая умственную. В статье приводится интересный график частоты появляения выражения энтропии как беспорядка в книгах, составленный на основе Google Ngram Viewer .

https://aapt.scitation.org/na101/home/literatum/publisher/aip/journals/content/pte/2019/pte.2019.57.issue-7/1.5126822/20190919/images/large/1.5126822.figures.online.f4.jpeg

На графике виден резкий рост употребления энтропии как беспорядка с 1930 года. Влияние Адамса (1915-1930 годы) входит в инкубационный период, который на графике не так заметен. На графике также видно, что далее метафора приелась и рост прекратился. Более того, к двадцать первому веку частота употреблений энтропии как беспорядка пошла даже на убыль.

В другой статье 1986 года «Несколько кратких рассуждений о популярности энтропии как метафоры» приводится тринадцать причин, по которым энтропия так глубоко запала в душу культурной интеллигенции:

  • Энтропия связана с беспорядком.
  • Энтропия пессимистична.
  • Понятие энтропии расплывчато.
  • В век, связанный с энергией, энтропия является неплохой валютой.
  • Там где говорят об энергии, говорят и об энтропии.
  • Использование энтропии опирается на авторитет науки.
  • Энтропия связана со всеми процессами. Смерть, разложение, ржавчина и гниение связаны с энтропий.
  • Энтропия как метафора является компромиссом между научной рациональностью и непостижимой магией.
  • Поскольку энтропия является законом природы, то связанные с ней явления находятся вне нашего контроля.
  • Люди всегда поклонялись богу порядка и боялись сил, связанных с хаосом.
  • Выражение закон беспорядка является оксимороном.
  • Ранее жизнь в природе была полна опасностей, развитие цивилизации связано с прогрессом. На этом пути также обыгрывается порядок и хаос.
  • Метафора предполагает противоречивые выводы. С одной стороны, тепловая смерть вселенной неизбежна, с другой человек готов бороться с беспорядком.

Есть рассказ Томаса Пинчона, который так и называется: Энтропия. Рассказ вышел в 1960 году, он принес признание автору и стал культовым произведением. На русский язык рассказ переведен в 1996 году (Иностранная литература, номер 3). Приведу несколько цитат из статьи переводчика рассказа Сергея Кузнецова (Обучение хаосу):

‘«Энтропия», наверное, самый знаменитый рассказ Пинчона, во многом определивший восприятие всего его творчества.’

‘Напомним, что существует несколько трактовок энтропии. Так, в рамках теории информации она рассматривается как характеристика системы, связанная с искажениями при передаче информации. Именно энтропия ответственна за «шум» на линии связи. Именно «шум», искажение «сигнала» и волнует Саула. Возрастание энтропии означает в данном случае невозможность передачи информации — шум, по словам Саула, глушит сигнал: осмысленные слова вытесняются служебными, как в речи Митболла, или не имеющими смысла для одного из собеседников, как это происходит в случае Саула и Мириам. ‘

‘Однако Винером [источник Пинчона про энтропию как информацию] далеко не ограничивается список научных источников «Энтропии». По некоторым сведениям, во врем обучения в Корнеллском университете Пинчон прослушал курс термодинамики, и термодинамическая трактовка энтропии является для рассказа не менее важной, чем коммуникационная.’

‘Особый драматизм этому закону придает статистическая интерпретация, согласно которой энтропия выступает как мера беспорядка в системе. Таким образом, конечным результатом действия второго начала термодинамики становится гомогенная система, лишенная формы, иерархии и какой-либо дифференциации.’

Рассказ Томаса Пинчона и рецензию Сергея Кузнецова можно найти на просторах Рунета. Это хороший пример того, как деятели искусства воспринимают энтропию.

Информация

Styer, D., Entropy as Disorder: History of a Misconception. The Physics Teacher, 2019, 57(7), pp.454-458 (статья в открытом доступе).

https://aapt.scitation.org/doi/10.1119/1.5126822

Eric Zencey, Some Brief Speculations on the Popularity of Entropy as Metaphor, The North American Review, Vol. 271, No. 3 (Sep., 1986), pp. 7-10.

https://www.jstor.org/stable/25124748

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/220263.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/1748347088633036


Comments are closed.